Бхакти йога путь к самопознанию и просветлению

Бхакти йога — путь к самопознанию и просветлению

Йога – это совокупность физических, психических и духовных практик. С их помощью человек способен расширить сознание, прийти к пониманию собственного «Я» и достичь внутренней гармонии. В индийской культуре существует несколько видов подобных религиозно-философских учений, а наиболее древней и интересной является бхакти-йога. О ней я узнала совершенно случайно, и после изучения информации решила испробовать на практике. В статье я подробно расскажу об особенностях данного вида йоги и дам полезные советы для начинающих.

Основные понятия и разновидности практики

Бхакти считается наивысшей ступенью в йогической практике, постигнуть которую под силу далеко не каждому человеку. Придётся проделать долгий и непростой путь для того, чтобы отыскать в себе высший дух и объединить его со своим телом и разумом. Для этого необходимо овладеть другими формами йоги в следующей последовательности:

  • Раджа.
  • Джнана.
  • Карма.

В кришнаизме Бхакти является наивысшим выражением любви к верховному божеству. Таким образом человек показывает ей свою признательность за подаренную жизнь, признаётся её в зависимости и полном подчинении. Приверженцы данного вида практик утверждают, что через безграничную любовь к божеству можно познать истину бытия и избавиться от всего, что мешает обрести счастье и гармонию как с собственным «Я», так и с окружающим миром.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Во времена зарождения Бхакти древнегреческие мудрецы пришли к следующему заключению: понятие «любовь» далеко не однозначно, а всеобъемлющее и широкое. В результате это «высокое» чувство разделили на 5 видов, каждый из которых направлен на определённый объект. Им присвоили следующие названия:

  1. Шанта – нейтральность.
  2. Сакхья – дружеская привязанность.
  3. Дасья – прислуживание или подчинение.
  4. Ватсалья – чувства к родителям.
  5. Мадхурья – влюблённость или сексуальная страсть.

Каждый ученик, желающий познать Бхакти, вправе самостоятельно выбирать один из видов любви, который бы полностью соответствовал его душевному состоянию и мировоззрению. Человек должен признать абсолютное величие объекта поклонения, а также полюбить его как свою «вторую половинку», предназначенную судьбой, с которой он ощущает себя единым целым. Для подтверждения своей преданности, нужно выполнить следующие 9 шагов:

  1. Шраванам – познание божества посредством прослушивания священных писаний, при этом следует постоянно произносить его имя.
  2. Киртанам – воспевание имени объекта поклонения и воспевание его деяний.
  3. Смаранам – вхождение в медитативное состояние и концентрация на определённом образе божества, а также его лучших качествах и поступках, которые вызывают восхищение и желание подражать.
  4. Пада-севанам – глубокое, персональное служение посредством паломничества к святым местам, медитация на лотосных стопах высшего существа и омовение святой водой.
  5. Арчанам – поклонение мурти под руководством наставника.
  6. Ванданам – вознесение молитв с поклонами.
  7. Дасьям – прислуживание божеству и стремление удовлетворить любые его потребности.
  8. Сакхьям – обретение дружеских чувств и равных взаимоотношений.
  9. Атма-ниведанам – абсолютная жертвенность и подчинение объекту поклонения.

Преодолев все шаги, человек достигнет просветления и сольётся с божеством. Он ощутит целостность своей личности и обретёт абсолютное счастье.

Главные цели и особенности практики

Бхакти-йога является рациональным и гуманным учением, которое направлено на духовное развитие и открытие в себе связи с высшим божеством. Оно не требует выполнения экстремальных действий, таких как голодание, отречение от физического тела или самобичевания. Практикующие люди способны испытывать более глубокие чувства, они гораздо ярче и возвышенней, чем те, которые принято считать «любовными».

В основе бхакти лежит глубокая медитация, благодаря которой ученик имеет возможность соприкоснуться душой с высшим божеством и наладить с ним тесный и постоянный контакт. В результате йог осознает главную истину, которая заключается в том, что он является нечто большим, чем просто материальным, смертным телом, ведь его душа вечна, а возможности безграничны.

Потребность в любви заложена в людях на духовном уровне, а её отсутствие приводит к внутреннему разрушению. Находясь в одиночестве, человек постепенно «теряет» себя, что негативно отражается на его жизни в целом. Чтобы улучшить своё состояние, кто-то заводит домашних питомцев и всячески их балует, а кто-то полностью посвящает себя обездоленным и больным людям. Такие способы, помогают восполнить потребность в любви лишь частично, ведь связь с духовным «Я» по-прежнему остаётся утерянной, а отыскать её можно лишь с помощью таких практик, как йога бхакти.

Советы для начинающих

Начать изучение йоги бхакти можно как самостоятельно в домашних условиях, так и в храмах Кришны, где преподают духовные учителя. Кроме того, существуют частные центры религиозно-философских учений, где собираются единомышленники для проведения медитаций. Они делятся опытом и помогают новичкам стать на путь просветления.

Начинать практику бхакти нужно с прочтения и прослушивания священописаний. Затем следует найти способы применения полученных знаний в реальной жизни и попытаться их реализовать. Тот, кто желает постигнуть высшую цель йоги, должен полностью следовать ее законам и поступать так, как того желает Всевышний. Доказав свою преданность и бескорыстность, во время медитаций ученик сможет просить совета у божества и будет получать ответы на интересующие его вопросы.

Чтобы войти в медитативное состояние, йоги читают мантры и слушают бхакти-музыку. Во время медитаций используют специальные чётки, состоящие из 109 бусин, – они помогают не сбиться во время повторения мантры. Текст повторяют 108 раз, перебирая по одной бусине, при этом 109 пропускают.

Важно помнить, что медитацию нельзя проводить в плохом самочувствии, злости, раздражении или усталости. В окружающей обстановке ничто не должно отвлекать вас от концентрации на собственных мыслях и перебивать чтение или прослушивание мантр. Для лучшего расслабления можно зажечь ароматические свечи или благовония. После медитации рекомендуется отдохнуть, а не приступать к выполнению каких-либо дел.

Бхагавад-гита

Чтение этой книги сжигает все грехи,
раскрывает секрет исполнения желаний
и дает ответы на вопросы жизни.
Несложная практика меняет судьбу,
дарит счастье, уверенность и спокойствие.
Знание это вечно, а постижение его – радостно.

«Бхагавад-гита” – «Песнь Бога» – это нектар духовной ведической мудрости и одно из величайших в мире произведений философской классики. Ни одна другая книга не раскрывает так глубоко подлинную природу человека, окружающего мира и отношений человека с Богом. Её называют «самой популярной индийской Библией».

Во введении мы находим несколько удивительных цитат по поводу данного произведения: «Если человек читает Бхагавад-гиту со всей искренностью и серьезностью, то по милости Господа он избавится от всех последствий своих прошлых грехов». И вот еще: «Человек может каждый день омываться водой, чтобы смыть с себя грязь, но если он хотя бы единожды совершит омовение в водах «Бхагавад-гиты», что подобна священным водам Ганги, то вся грязь материальной жизни будет смыта с него раз и навсегда». Такова сила данного произведения. Также книга отвечает на важнейшие вопросы жизни и дарит внимательному читателю секреты успеха и исполнения желаний, что не может не радовать. А рекомендованная духовная практика поможет полностью изменить свою судьбу и вырваться из колеса рождения и смерти.

Особенно рекомендую тщательно изучить главу, посвященную описанию истинной природы человека, вкратце она изложена здесь: Природа души (сознания).

Из введения: «Бхагавад-гита» представляет собой священный диалог между Господом Кришной и Арджуной, Его близким другом и преданным, которого Господь обучал науке самоосознания. Этот диалог произошел около 5 тысяч лет назад на поле боя непосредственно перед великим сражением. Особенность Бхагавад-гиты в том, что она рассказана непосредственно Верховной Личностью Бога — Кришной. В этой книге вы можете найти все, что есть в других священных писаниях мира, а также то, чего больше нет нигде. В ней раскрывается суть всего духовного знания.

«Бхагавад-гита как она есть»

Так называется перевод «Бхагавад-гиты”, который признан лучшим в мире. В отличие от других переводов, этот перевод, верно передавая изначальный смысл «Гиты», формирует у читателя ясное и четкое представление об изложенных в ней идеях. Данный перевод является самым понятным и потому самым популярным.

«Бхагавад-гита как она есть» содержит подлинные санскритские тексты, русскую транслитерацию, дословный и литературный перевод, а также комментарии А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, которые глубоко раскрывают смысл санскритских текстов и поясняют важные моменты, которые могут быть непонятны читателю, начинающему изучение ведической мудрости. Перевод и комментарии позволяют практически каждому проникнуть в тайны мудрости Вед, глубже понять самого себя и окружающий мир, достичь гармонии и блаженства.

«Бхагавад-гита как она есть» в сжатом виде содержит основные идеи Ведической философии, в том числе закон кармы и концепцию перевоплощения души.

Что я могу сказать от себя по поводу книги «Бхагавад-гита как она есть»? Книга в твердом переплете, более 800 страниц мудрости, красиво оформлена, но самое интересное и главное, конечно, внутри. Легко читается, очень увлекательное повествование и толковое пояснение (комментарии) в стиле бхакти (практики развития любви к Богу и служения Ему). Всем, кто интересуется самопознанием, духовным ростом, самосовершенствованием и мудростью, рекомендую почитать. Однако, следует сказать, что цель этой практики не в том, чтобы привести к просветлению. Это путь преобразования материального эго в духовное (якобы истинное), а с точки зрения адвайты, даже духовное эго (подразумевающее то же самое разделение на «я» и «не я») является помехой для просветления. Поэтому, если вас больше интересует просветление, лучше прочитать Йога Васиштху — это книга именно о просветлении. Или же почитайте Комментарии к Бхагавад-гите Рамеша Балсекара в духе адвайты (недвойственности, единства).

Читайте также  Разрыв на линии жизни нюансы расшифровки

Какую Бхагавад-гиту скачать

Можете скачать книгу «Бхагавад-гита как она есть» в формате .doc по этой ссылке, предлагаемый электронный вариант книги хорош тем, что в нем, как и в бумажном оригинале, перевод санскритских текстов выделен жирным, поэтому читать книгу очень удобно. Или же качайте на других сайтах в интернете. Ее можно найти в формате DjVu (программу для чтения этого формата можно найти и скачать в интернете бесплатно, например «DjVu Reader»). Также можно скачать «Бхагавад-гита как она есть» в формате txt (блокнот), но без вступительной части – этот вариант хуже, потому что вступление объясняет многие вещи, да и читать в блокноте менее удобно. Можете скачать Бхагавад-гиту в аудио-варианте или прослушать онлайн — этот вариант не содержит комментариев. Возможно, в интернете можно скачать Бхагавад-гиту и в других форматах. Я же рекомендую приобрести бумажную книгу, что и сделал сам, периодически ее перечитывая и с каждым разом все глубже понимая написанные в ней немаловажные вещи.

Уверен, что многие читатели столкнутся с некоторыми утверждениями в книге, которые противоречат их собственным представлениям. Так как противоречия представляют собой своего рода дуальности (одно утверждение против другого), то в этом случае можно использовать техники по дуальностям, чтобы очистить эту тему от умственного хлама и избавиться от беспокойной неопределенности. Поэтому, сомнительные моменты рекомендую выписывать на бумагу с целью дальнейшей проработки. Многие сомнения отпадут сами собой по мере внимательного чтения и разумного анализа Бхагавад-гиты. Само изложение материала способствует этому.

Если, прочитав Бхагавад-гиту, вы хотите продолжить изучение духовной литературы вишнуизма (вайшнавизма), следующей книгой обычно рекомендуется Шримад Бхагаватам (перевод с санскрита и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами). Это многотомник, позволяющий глубже понять смысл и цель бхакти-йоги, больше разобраться в духовных и материальных законах, а также приблизиться к пониманию Бога как Верховной Личности, с которым можно иметь отношения, черпая в них трансцендентное блаженство. В начале Шримад Бхагаватам утверждается, что это священное писание предназначено для парамахамс (освобожденных личностей), и если читатель еще не является таковым, то обязательно им станет. Шримад Бхагаватам можно скачать в интернете или почитать онлайн. Прежде чем читать Шримад Бхагаватам, нужно полностью прочитать «Бхагавад-гиту как она есть», иначе трудно будет понять, о чем речь.

Также «в тему» будут новые Беседы с Богом, которые представляют собой современный диалог души с Господом, не менее интересный и увлекательный, чем диалог Кришны с Арджуной.

Цитаты о пользе чтения Бхагавад-гиты вслух

Чтение священных писаний чрезвычайно полезно для духовного роста, но также, помимо пользы духовной, есть еще и материальные «бонусы», о которых упоминается ниже.

Чтение «Бхагавад-гиты» вслух дарует человеку следующие блага:

Прочитать вслух 9 глав (половину Гиты) – все равно что совершить Го-дану (пожертвовать брахману корову).

Чтение трети «Бхагавад-гиты» (6 глав) равно благу от совершения Сома-ягьи.

Чтение вслух 3 глав равнозначно омовению в священной Ганге.

Если ежедневно читать две главы, это даст благочестие, достаточное, чтобы жить целую кальпу на Индралоке.

Если каждый день читать вслух одну главу, можно получить благочестие, которого хватит, чтобы много лет жить на Рудралоке.

Ежедневно читая половину или четверть главы, можно получить благочестие, которое позволит много лет наслаждаться на Сурьялоке.

Пение десяти, семи, пяти, трех, двух шлок или даже половины шлоки позволит 10 миллионов лет жить на Чандралоке.

Тот, кто перед смертью слушает чтение Бхагавад-гиты или объяснение ее смысла, непременно обретет освобождение из оков материи.

Если человек читает Бхагавад-гиту во время обряда шраддха (поминальная церемония), его предки никогда не попадут в ад.

Но самое главное – читая Бхагавад-гиту, можно получить благословения Верховного Господа Хари, Кришны.

Также говорится, что чтение Бхагавад-гиты, наравне с поклонением Туласи-деви или пением Вишну-сахасра-намы, доставляет такое удовольствие Господу, что Он прощает все оскорбления, нанесенные во время поклонения Ему в образе Божества.

Цитаты взяты из «Вараха-пураны»

В дополнение к книге рекомендую почитать Цитаты Кришны о недвойственности. Это высшее знание, поведанное самим Богом.

Путь Бхакти

Путь Бхакти йога

Бхакти – путь преданности, любви и поклонения Божеству. Основным техническим приемом на этом пути является «джапа» повторение имени возлюбленного Божества – «ишта-дэвата». Существует три уровня «джапы» – вслух, безмолвное произнесение, и чисто ментально.

Некоторые утверждают, что каждый последующий уровень «джапа» в 10 раз более эффективен, чем предыдущий. (Poddar, 1965).

Поддар пишет, что неофит должен практиковать «джапа» минимум 6 часов в день. С самого начала практики поклоняющийся.

Пути Бхакти и Шакти

Да, и вот еще одна вещь, что я хотел бы добавить, ее не мешало бы знать на уровне понимания тем кто хочет обучатся. Когда вы спрашиваете об ученичестве, вы косвенно по полю запрашиваете об очищении своей кармы/себя. И если ваш учитель на Пути Бхакти (в соединенности с Высшим).

Вы после посещения его можете испытать сразу кучу проблем: попасть в аварию, заболеть, лишится должности, потерять деньги, любимую и т.п. Т.е запустится сразу процесс очищения кармы через боль.

Если же ваш учитель на.

Бхакти йога. Любовь к Богу и есть вся твоя практика

Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной.

Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского.

Бхакти Вигьяна Госвами. Рагануга-садхана-бхакти

Чистота человека определяется чистотой цели.
Что такое шраддха? Служа Кришне, я обрету все остальное, и это не что иное как вера в конечную цель.

Поэтому когда эта вера появляется в сердце человека, то это очень важный момент.

Человек может быть каништхой, но в то же время быть чистым преданным. И даже эта слабая вера является источником безграничной силы, и когда из нашего сердца уходит эта вера, там возникает грязь. Что такое лицимерие? Когда я занимаюсь чем-то казалось бы для.

Бхакти-йога: особенности практики

Бхакти-йога является одним из главных направлений йоги и основана на служении Богу. Практические занятия не представляют сложности даже для начинающих и приносят ощутимую пользу.

Бхакти-йога, согласно учениям «Бхагавата-пурана» и «Бхагавад-гита», считается выше состояния просветленного и одним из главных направлений среди основных форм йоги: Хатха-йога, Карма-йога, Раджа-йога и Джняна-йога.

На санскрите Бхакти-йога означает «бескорыстное служение». Эта разновидность йоги.

Путь есть Жизнь. Жизнь — как процесс накопления осознания, процесс развития способности осознавать — находить или создавать в себе резонансные зоны. Мир — вибрационная картина, опознавание — резонанс, осознание — наличие в энергетической структуре контролируемых волей зон, способных входить в резонанс с осознаваемым.

Каждый из нас, живущих здесь и сейчас, — центр Вселенной, точка концентрации самоосознания Мира. И наша главная ответственность в любом из воплощений — это ответственность перед.

Бхакти у Натхов

Бхакти (в переводе с санскрита — «преданность», «преданное служение») — понятие в индуизме, используемое для обозначения взаимовыражения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога.

В Ведах упоминается две категории Абсолюта: Абсолют как трансцендентный Брахман, или Ниргуна-Брахман, и Абсолют как Сагуна, или Пуруша; соответственно этому и появились две основные формы бхакти — одна в форме сагуна-бхакти, другая в форме ниргуна-бхакти. Одной форме.

Бхакти-йога

Бхакти-йога- (санскр. भक्ति योग)- бхакти- бескорыстное непрерывное любовное служение Богу, йога- связь.

Это есть не что иное, как метод восстановления взаимоотношений с Верховной Личностью Бога посредством преданного служения Ему.

Полное описание данного метода можно встретить только в ведических писаниях (шастрах), особенно у последователей вайшнавизма.

Из всех видов йоги она считается самым эффективным и легким способом на пути.

Читайте также  Сильная молитва от пьянства сына

Бхакти — йога

Бхакти-йога — это йога поклонения Всевышнему, Абсолюту, гуру.

Она помогает человеку понимать волю бога и волю гуру.

Она необходима и в Кундалини-йоге, и в Махаяна-йоге.

Путь бодхисаттвы

«Путь» (санскр.: marga; тиб.: lam) обозначает систему духовной практики, посредством которой каждый человек может достигнуть Освобождения и Просветления.

Принято различать во-первых, предварительные практики, или нендро, во-вторых, практики, закладывающие Три Основы Пути (Отречение, Бодхичитта, Мудрость), и, в-третьих, практики, составляющие собственно Путь.

Таким образом, практики, входящие в путь Бодхисаттвы, охватывают все предварительные и базисные, ламримовские, практики, а также.

Особенности Бхакти-йоги, как философского учения

Каждая культура имеет свой ответ на вопрос, кто такой Бог. В любой стране есть свои религиозные устои и традиции, в зависимости от ее истории и вероисповедания. В последнее время культура Индии набирает популярность, хотя ее обычаи и традиции непонятны человеку, выросшему среди европейского населения. Поговорим, что такое бхакти-йога для начинающих, и какие принципы вмещает в себя данная религиозная философия.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает — «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом. В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу — гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей. В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме — Моисей, в мусульманстве — Мохаммед.

Бхакти — йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре — это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

  • Карма йога;
  • Джана;
  • Раджа.

Разновидности Бхакти как философского учения

Бхакти не рассматривается в качестве единого цельного философского течения, религии. Она включает в себя множество сект, но все они признают одного Бога —творца и относятся уважительно, или по крайней мере толерантно к другим религиям.

Философы Индии разделяют Бхакти на две большие группы:

  1. Приверженцы первой из них почитают единого Бога — абсолюта, всего что он создал и в чем растворился. Эта разновидность именуется, как Пара Бхати, но она не слишком распространена в связи с духовными ограничениями, принятыми на территории Индии.
  2. Вторая группа — гауни Бхати, получившая более широкое распространение и понимание. Оно включает в себя любовь к одной из ипостасей верховного Бога —Вишну. В этой форме, философы видят источник разногласий и общественных конфликтов, так как она легко перерастает из веры в фанатизм.

Движение бхакти

Движения бхакти поклоняются одному из индийских богов, почитая его как верховную ипостась высшего разума. Это могут быть:

  • Кришна;
  • Вишна;
  • Шива;
  • Шакти.

Каждое из движений привнесло свой вклад в развитие индуисткой культуры в целом, отражая эмоции и мировоззрение жителей страны и присутствуя в каждом этапе ее исторического развития.

В отличие от философии, меняющей мировоззрение и образ того, как человек мыслит, бхакти призывает его к самому светлому и естественному из чувств, переключая внимание с материальных объектов и целей к высшей ступени осознания собственной сути и служению Богу, основанном не на страхе и подчинении, а на любви.

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада — мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары — двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар — самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары — поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара — в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва — индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева — древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка — теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья — именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна — был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда — его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.

Бхакти и кришнаизм

Поклоняющиеся Вишну разделяют бхакти на девять частей. Чувство любви для них постигается через:

  1. Шравану — чтение текстов, преданий о Боге с постоянным восхвалением и произношением божественных имен.
  2. Киртану — славление деяний Бога и его имен.
  3. Смарану — постоянную медитацию, направленную на характеристики Бога, как духовного существа, его имена и совершенные дела.
  4. Пада- севану — глубокое индивидуальное чувство служения Творцу.
  5. Арчану — поклонение статуе или изображению Бога.
  6. Вандану — молитву.
  7. Дасью — вид служения, через которое Бог сможет удовлетворить свои потребности.
  8. Сакхью — проявление дружеских чувств к Творцу на глубинном духовном уровне.
  9. Атма-неведану — полное предание себя духовному Богу.

Бхакти и ортодоксальные индусы

Известно, что в Индии принято многобожие. Бхакти признает одного Бога — творца, единого со всем живым миром, выступая одновременно против принятого в этой стране кастового разделения, встречая сопротивление и непонимание со стороны тех, для кого приемлемо привычное классовое неравенство.

Те, кто принадлежит к самым низшим из каст, напротив, полностью принимают учение, открыто и восторженно воспринимая ее. Такой же путь прошло и христианство, когда встречало нетерпимость сторонников иудейской веры. Учение оказало огромное влияние на развитие культуры в стране, оно воспевается в религиозных и литературных произведениях.

Высшая цель учения

Вера, религия, церковь, религиозная секта всегда преследует какую-то высшую из целей человеческой жизни, проповедуя ее в кругу единомышленников. Высшей целью бхакти является установление связи человеческой души с духовным существом, и обмен энергией любви в рамках нематериального уровня. Тело подчиняется душевным требованиям и потребностям. Бхакти дает последователям более глубокие ощущения и чувства, чем те, что приняты в условиях современного общества.

Основные принципы

Подвижники бхакти, как и другие религиозные люди, обязаны соблюдать ряд ограничений, хотя здесь нет таких жестких правил, как в других религиях. Основные из них:

  1. Разрешено питаться только овощами и фруктами. Мясо, рыба, яйца — запрещены.
  2. Нельзя принимать наркотические, алкогольные вещества. Чай и кофе, также под запретом, наряду с табаком.
  3. Последователям запрещено иметь дело с азартными играми и картами.
  4. Нельзя вступать в сексуальные отношения до заключения брака.

Связь Бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов Рупи Госвами разделил любовь на пять основных форм, и назвал их «бхавой». Бхакти включает в себя такие формы любви:

  • Шанту — нейтральную;
  • Дасью — полное подчинение;
  • Сакхью — дружескую любовь;
  • Ватсалью — родительскую любовь;
  • Мадхурью — состояние влюбленности

Йог выбирает одну из пяти форм любви, признавая абсолютную возвышенность Творца и его величие.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам — центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Бхакти-йога — путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило — точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Читайте также  Голубой камень основные виды с кратким описанием

Бхакти и джнана

Бхакти и джнана

В Индии известны три пути к Просветлению, Пробуждению, или Всеобъемлющему Пониманию. Один из них — бхакти. Это путь сердца, почитания и преданной любви к Богу. Второй — джнана, или знание. Это путь даосизма и адвайты. Третий — это карма, путь служения другим людям. Рамеш утверждает, что бхакти и джнана — это дороги, ведущие к одной цели:

Когда мы приехали в Санта-Барбару, один человек захотел присутствовать на беседах, но сказал, что был бы очень благодарен, если бы я принял его отдельно. Он собирался прилететь на собственном самолете и сразу же после встречи должен был улететь обратно.

Когда он сказал, что прибудет на собственном самолете, я представил себе относительно молодого мужчину, но человеку, представшему передо мной, было за восемьдесят. Он прилетел с молодой женой, которая, думаю, и вела самолет, а может, пилотом был он сам.

У этого человека действительно была большая проблема. Он встретил Раману Махарши за несколько лет до смерти учителя, и эта встреча перевернула всю его жизнь. После этого события он стал горячим приверженцем учения Раманы Махарши, которое, по его представлениям, было чистым путем знания, хотя сам Рамана неоднократно повторял, что между бхакти и джнаной нет разницы. Однако мой посетитель не понял этого и считал, что бхакти, путь сердца, не должен ничего значить для тех, кто глубоко усвоил учение Раманы.

В его края собиралась приехать одна женщина, святая, и он получил письмо с просьбой оказать гостеприимство и принять ее у себя дома. Этот человек не был расположен принять ее и собирался отказать, но уехал по делам, а когда вернулся, обнаружил, что святая и все, кто ее сопровождал, уже расположились у него в имении. Будучи джентльменом, он принял случившееся как должное, и, когда стал посещать ее беседы и слушать бхаджаны, они так пришлись ему по душе, что он оказался целиком увлеченным. В этом и состояла em проблема: он чувствовал себя предателем по отношению к Рамане Махарши.

«Я по-прежнему остаюсь приверженцем учения Раманы Махарши. Что же мне делать?» — спросил он.

Когда этот почтенный мужчина рассказывал свою историю, из его глаз невольно текли слезы, они говорили о том, насколько серьезной была для него эта проблема. Я сказал ему: «Что бы ни случилось, ничему не препятствуйте. Если вам что-то понравилось — позвольте себе увлечься: может быть, все это случилось для того, чтобы преподать вам необходимый урок». «Вы имеете в виду, что я могу и дальше посещать беседы этой святой?» — уточнил он. «Конечно», — ответил я. Он вздохнул с облегчением, а потом спросил: «А как же Рамана Махарши?» На что я сказал: «Рамана Махарши позаботится о себе сам. Не беспокойтесь о нем. Наслаждайтесь новым опытом, наслаждайтесь путем бхакти, который так неожиданно появился в вашей жизни. Но помните об одном: если через некоторое время ваше увлечение пройдет, оставьте его и не считайте себя виноватым. Нет никаких причин чувствовать вину сейчас, не будет их и потом. Все, что нужно, — это следовать потоку. Наслаждайтесь бхакти сейчас, возможно, этот опыт дан вам для того, чтобы показать: бхакти и джнана — не две разные дороги, и об этом неоднократно говорил и Рамана Махарши». Когда этот человек уходил, он был счастлив. Мы никогда больше не встречались, но поддерживали переписку до самой его смерти, которая наступила через несколько лет.

В «Бхагавадгите» есть строки, которые свидетельствуют о превосходстве джнаны над бхакти. Бог Кришна говорит: «Когда бхакти, обращенная ко мне, когда любовь ко мне достигает определенной глубины, я дарую мощь постижения — джнану. Когда преданность Богу достигает определенной ступени, я наделяю этого человека способностью получать истинное знание».

Есть очень любопытная история, приключившаяся с самым, пожалуй, известным бхакти в Махараште — человеком по имени Тукарам, который жил около трехсот лет назад. Он был самым почитаемым святым в Махараште, истинным бхакти, написавшим более пяти тысяч песнопений. В ранних стихах он обращался к Богу, своему личному Богу Витале, который был ипостасью Кришны. Он говорил: «Витала, для джнани Ты понятен в своем безличном аспекте, но для меня, пожалуйста, жизнь за жизнью являйся в своем образе, чтобы я мог чтить Тебя». Затем, когда к Тукараму пришло Истинное Знание, он говорил своему Богу: «Ты обманщик. Ты знаешь, что Ты и я — одно, но все эти годы заставлял меня почитать Тебя». Тукарам написал и другие строки: «Вы, глупые люди, зачем вы ходите в храм? Почему вы не чтите Бога в себе?»

Махарадж утверждал, что его «пинда», т. е. средоточие его существа, — бхакти. Он посещал храм и каждый вечер распевал бхаджаны, пока Божественная сила не сделала его гуру, проповедующим недвойственность. Но бхакти была его естественной природой. Однажды группа учеников в праздник Махашиваратри пошла в храм Шивы. В храме было внутреннее святилище. Они подошли к нему и увидели лингам Шивы. Один из них, напустив на себя великую почтительность, сказал: «Этот лингам Шивы, должно быть, очень священный». На это Махарадж сказал: «Да, достаточно священный, чтобы я мог помочиться на него». (И это сказал бхакта!)

Рамеш говорит, что бхакти и джнана в действительности одно и то же. «Рамана Махарши считает, что это два пути, ведущие к одной вершине. Это его идея. Я же придерживаюсь другой: это не два пути, а один. Начинается он с бхакти («Да будет воля Твоя»), а заканчивается джнаной, которая наступает, когда рассеиваются все иллюзии и Первоисточник говорит: «Дорогое мое дитя, никогда не было никакого «я», которое могло бы страдать».

Читайте также

БХАКТИ-ЙОГА

БХАКТИ-ЙОГА КАК НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. Всемилостивый Бог обитает в чертоге твоего сердца. Он совсем близко от тебя. Ты забыл Его, но Он совсем близко от тебя. Ты забыл Его, но Он все время заботится о тебе. Все неприятности — Его благословение лишь в ином одеянии. Сними с себя то

БХАКТИ

БХАКТИ [407] Я не Бхакта, ибо я не отрекся от мира во имя Господа. Могу ли я отречься от того, что Он отнял у меня силой, а затем вернул против моей воли? Это слишком трудно для меня. [408] Я не Бхакта, я не Джняни, я не работник Господа. Кто же я тогда? Орудие в руках моего

Бхакти-йога

Бхакти-йога Определение бхакти Бхакти-йога – самый естественный и подлинный поиск Божественного, начинающийся, продолжающийся и завершающийся в любви. Одно мгновение безрассудной, пламенной любви к Богу приносит нам вечную свободу. «Бхакти, – говорит Нарада в своем

Определение бхакти

Определение бхакти Бхакти-йога – самый естественный и подлинный поиск Божественного, начинающийся, продолжающийся и завершающийся в любви. Одно мгновение безрассудной, пламенной любви к Богу приносит нам вечную свободу. «Бхакти, – говорит Нарада в своем объяснении

Бхакти и Карма-йога

Бхакти и Карма-йога Почему этот человек разносит вам воду? Потому что он любит Бога во всех вас. Служение — это выражение любви. Вот подлинная бхакти, которая расцветает бескорыстным служением человечеству с нарайяна-бхавой. Йоги — это не изолированные емкости. Если вы

Навадха бхакти

Навадха бхакти Шраванам, киртанам, смаранам, падасеванам, арчанам, ванда-нам, дасьям, сакхъям и атма-ниведанам — это девять методов бхакти. Шраванам — это слушание об играх (лилах) Господа.Киртанам — это воспевание имен Господа.Смаранам — это постоянное памятование о

Примеры бхакти

Примеры бхакти Царь Парикшит достиг освобождения через шравана-бхакти. Он слушал о славе Бога от Шуки Махариши, рассказавшего ему Бхагавату. Его сердце очистилось. Он достиг обители Вишну. Великие божественные личности, такие, как Нарада, Вальмики, Шукадева в древние

Бхакти — йога

Бхакти — йога Бхакта развивает девять модусов преданности: шравана (слушание), киртана (воспевание имени Бога), смарана (памятование о Нем), падасеван (посещение), арчан (подношение), вандан (преклонение), дасья (служение), сакхья (дружба) и атма ниведан (полная самоотдача).

Бхакти-йога

Бхакти-йога «Бхакти-йога» учит, что конечная цель всех религий может быть достигнута путем любви и поклонения личному Богу, Который есть Творец всей феноменальной вселенной и сил, управляющих ею. Эта форма йоги ведет к тому же самому, к чему ведут и другие, но она особенно