Что обозначает нательный крестик в православной традиции

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII–XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

Что обозначает нательный крестик в православной традиции

Крест является символом христианской веры, однако у разных конфессий есть свои отличительные признаки в изображении креста. Каким должен быть нательный крестик в православной традиции и чем он отличается от католического? Об этом пойдет речь в статье, где мы рассмотрим все варианты крестов и их различия. Также я вам объясню, можно ли православным христианам носить католические крестики и дарить нательные кресты друг другу.

Символизм креста в христианстве

Чтобы понять, что выражает символ креста, нужно обратиться к верным источникам. В нашей стране большинство людей придерживается православной веры, традиции которой во многом отличаются от католической. На Седьмом Вселенском Соборе (1054 г.) произошел Великий раскол Единой Церкви на две части — православие и католицизм. Христианский мир поделили между собой Константинопольский патриарх и Папа Римский.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Тем не менее символизм креста после раскола не изменился, ведь искупительная жертва Христа не утратила своего значения. Крест — орудие пытки в давние времена. На нем пострадал Спаситель, взяв грехи мира на себя. Поэтому христианин надевает нательный крестик, чтобы воочию показать свою причастность к искуплению и к вечной жизни. Однако если до страстей Господних крест был символом позора, то теперь он является символом победы добра над злом и воскрешения в вечности.

Читайте также  Как молитвами быстро вернуть мужа в семью

Для многих верующих нательный крест является символом защиты от злых сил, поэтому они не расстаются с ним никогда. Однако не стоит путать православный крестик с оберегом или талисманом: прежде всего, он выражает символ веры и победу над тленом. Носящий крест нательный выражает готовность выполнять заветы божьи и всей душой принадлежать Спасителю.

Крест обрел символ веры после того, как императору Константину было видение во сне. Иисус явился и велел изображать крест для защиты от вражеских войск. Константин велел выгравировать кресты на щитах всех воинов, а в Константинополе были воздвигнуты три креста с буквами «IC.XP.NIKA». Это обозначало победу воскресшего Спасителя над тленом и врагами.

Православный и католический крест

Рассмотрим отличия между этими символами. Канон изображения распятия был основан на Тульском соборе еще в 962 г. В православной вере заместительная жертва Иисуса носит добровольный характер, поэтому приносит радость христианам. На православном кресте Господь не умирает, а как бы простирает руки, чтобы обнять всех людей. Христос любит всех и желает подарить вечную жизнь каждому, кто примет этот дар.

На православном кресте мы видим Бога, а не умирающего в муках человека.

Именно православная символика отображает двойственную природу Иисуса — божественную и человеческую. Ладони его повернуты к людям и открыты. Вся фигура Господа выражает благоговейное спокойствие и достоинство.

Терновый венец, который часто можно встретить на католической иконописи и крестах, отсутствует в православии. Если и встречается изображение венца, то крайне редко.

Следующим отличием православного распятия от католического является перекладина над головой Христа — она символизирует прибитую табличку со словами «Иисус Назорей Царь Иудейский». Также изображается дополнительная перекладина, которая является подпоркой для ступней и символизирует распятых рядом с Иисусом разбойников: один раскаялся и обрел вечную жизнь, а второй хулил Бога и палачей.

Ступни Иисуса на православном распятии прибиты двумя гвоздями, а на католическом — одним.

Подведем итог отличий:

  • православное распятие имеет шестиконечную либо восьмиконечную форму, католическое — четырехконечную;
  • на православном символе есть перекладина для изображения таблички с буквами IHЦI, на католическом вместо перекладины изображена сама табличка с буквами INRI;
  • на православном символе ступни Иисуса прибиты двумя гвоздями, на католическом — одним;
  • на православном символе ноги Спасителя не скрещены, как на католическом;
  • на католическом символе изображен страдающий от ран человек, на православном мы видим открывшего путь в вечную жизнь Бога.

Распятие

Правильные нательные крестики можно приобрести в православной лавке, к тому же они уже освященные. При покупке распятия в другом месте, обратите внимание на следующие моменты:

  • на распятии не должны присутствовать символы иных религий;
  • изображение Иисуса не должно быть явно очеловеченным;
  • не допустимы намеки на осквернение Божественных сил.

Что значит очеловеченное изображение Иисуса? На православных распятиях не принято изображать страдания Христа, ведь он принес добровольную жертву. Если вы видите провисающую фигуру и запрокинутую голову, это не православный крестик. Изображение Спасителя должно как бы находиться сверху распятия, а не провисать на руках. Это очень важно.

Католики настолько впечатляются муками изображенного на распятии Христа, что у некоторых особо чувствительных верующих появляются раны на руках и ногах — стигматы.

На католических крестиках можно увидеть страдальческое выражение лица мучимого предсмертными муками человека, иногда изображают кровавые подтеки на ранах. Это недопустимо в православной традиции.

Православные крестики могут быть и без распятого Христа, как и католические. Они могут иметь и четырехконечную форму, что тоже является правильным и допустимым. Некоторые крестики декорированы самоцветами или выгравированным орнаментом.

Важным в нательном крестике является его освящение в церкви.

Из чего может быть выполнено распятие? Это может быть:

  • золото;
  • серебро;
  • медь;
  • бронза;
  • дерево;
  • янтарь;
  • кость.

Золото символизирует истину и нетленность. Серебро олицетворяет чистоту и целомудрие. Дерево символизирует Древо Жизни.

Также следует обратить внимание на надписи на крестике. Там могут быть выгравированы слова «ІС+ХС», что означает Иисус Христос, или «Спаси и сохрани». Иногда можно встретить надпись «NIKA», что символизирует победу.

Можно ли носить распятие поверх кофты? Само название «нательный» указывает место — на теле. Поверх одежды могут носить кресты исключительно служители церкви, паства же должна прятать символику под одеждой. Если верующий выставляет крест напоказ, им может овладеть гордыня. Также не следует забывать, что православный крест — не декоративный элемент имиджа, поэтому не должен находиться на обозрении у людей.

Ответы на вопросы

Многие интересуются, можно ли православным верующим использовать католическое распятие? Его можно поместить в красном углу помещения как святыню. Но лучше подарить такой крестик знакомому католику. Если у вас появился католический крест без распятого Христа, его нужно освятить в храме и использовать.

Может ли изображаться на православном распятии череп с костями и что он выражает? Да, под подножием Иисуса на православной святыне иногда изображают череп с костями. Это символизирует прах первочеловека Адама. Христос искупил все грехи на земле, начиная с грехопадения Адама.

Можно ли иметь роскошно украшенное распятие православному? Прежде всего, в символике распятия должно ощущаться почитание к Господу и самой святыне. Если роскошь затмевает собой символ святыни, такой крестик является просто украшением или аксессуаром.

Принято ли дарить нательный крестик? В православной общине крестик дарят крестные родители во время крещения младенца. Это считается благословенной традицией. Также подарок можно сделать и родственнику на именины. Можно дарить распятия и просто как дар, если оно было привезено из святых мест.

Распятие можно передавать по наследству, это тоже считается православной традицией. Мнение, что с крестом передаются страдания и испытания дарителя, не является верным.

Связывать символизм креста с испытаниями и трудностями на жизненном пути является суеверием. Распятие — это христианская святыня, а не символ тяжкого бремени.

Подарок может пробудить осознание начать богоугодную жизнь, поэтому не сомневайтесь в правильности сделанного дара. На Руси была традиция обмениваться крестиками в знак духовного братотворения или кумления.

Можно ли носить чужой нательный крестик

Сколько всевозможных примет и суеверий сконцентрировано в нашем обществе! А ведь мы давно покорили небо, создали глобальное информационное пространство, научились лечить многие страшные заболевания.

Пока оставим в стороне религиозные вопросы (это весьма зыбкая почва), обратимся к суевериям. Многие люди уверены, что нельзя носить чужой крестик с цепочкой, ибо этим можно навлечь на себя страшные несчастья. Разберемся, может ли святыня причинить вред в принципе или это дремучие забобоны, не имеющие ничего общего с догматами христианской церкви.

Значение нательного креста в православии

Крест – один из самых узнаваемых и почитаемых символов в мире. Ученые полагают, что он начал использоваться нашими далекими пращурами еще в эпоху палеолита, а в неолите уже стал всеобщим почитаемым символом.

Крест известен во многих древнейших культурах: от майя и инков до шумеров и древних египтян. Он ассоциировался со многими сущностями и явлениями:

  • огонь и свет,
  • солярный знак,
  • активное мужское начало,
  • человек в принципе,
  • древо жизни и познания,
  • символ выбора,
  • знак запрета.

Многие археологи полагают, что крест – это трансформация образа самого примитивного огнива. Наши почти дикие предки добывали огонь путем трения двух скрещенных палочек. Имеет право на жизнь и версия о двух перекрещенных лучах солнца.

Православный крестик как христианская святыня относится уже к нашей эре. Он символизирует муки и воскрешение Христа на Голгофе. Это символ веры который демонстрирует принадлежность человека к христианской конфессии и символизирует признание Святой Троицы: Бога-Отца, божьего сына Иисуса Христа и Святого Духа.

Удивительно, но первые христиане считали крест исключительно языческим символом. Для обозначения религиозной принадлежности и символизации образа первого великомученика за грехи человеческие использовали другие пиктограммы: рыбы, агнец, якорь. Широко распространена была и хризма: символ, состоящий из инициалов Иисуса Христа.

Крест как христианский символ возник примерно в IV столетии нашей эры. По легенде, мать Константина Великого Елена Равноапостольная совершила паломничество в Иерусалим и якобы была удостоена Животворящего Креста.

С тех пор крест стал самым узнаваемым христианским символом. Его однозначно признают святыней две основные христианские конфессии: католицизм и православие. Некоторые более мелкие христианские и псевдохристианские течения крест не принимают: они считают, что Христос был не распят на кресте, а прикован к столбу.

«Ставрос» в переводе с древнегреческого обозначает как крест, так и столб. Так что этот вопрос лежит больше в области эллинской филологии, нежели теологии.

Казалось бы, в любом случае крест – это орудие казни. Но на нем Иисус Христос принял муки за все грехи человеческие, умер, а затем воскрес и вознесся. Это и превратило орудие казни в символ жизни и искренней веры, способной творить чудеса.

И теперь любой искренне верующий православный человек проходит через обряд Крещения. Большинство родителей предпочитает крестить малышей сразу же после рождения, но некоторые люди приходят к вере уже в зрелом возрасте.

При обряде крещения на новорожденное дитя Божье надевают крестильный крест. И это не простое украшение, поэтому его полагается носить исключительно под одеждой, не снимая даже ночью или в бане. Его нужно всячески беречь и относиться к нему как к святыне, этакому проводнику между человеком и Богом.

Можно ли носить чужой крестик

Многие люди, считающие себя истинными христианами, боятся носить ношенный крестик по следующим причинам:

  • Запрещается носить чужой нательный крестик потому, что тем самым вы берете на себя испытания, которые суждены другому человеку. А каждый должен нести свой крест, подобно Христу, шествующему на Голгофу.
  • Через крестик можно навести на человека порчу, тяжелую болезнь и даже смерть. Якобы, именно крест весьма благоприятствует проведению оккультных обрядов.
  • Нельзя носить чужой золотой крестик потому, что тем самым вы лишаетесь защиты Бога и ангела-хранителя, а святыня превращается в заурядное украшение.

Все это дремучие суеверия, не имеющие ничего общего с христианской религией. С крестом никакие испытания не передаются: человек творит свою судьбу сам, но при искренней вере – с помощью Всевышнего.

Человек волен в своих поступках, ведь неотвратимость фатума христианской религией отрицается, несмотря на признание незыблемых законов мироздания. Слепого рока не существует, есть лишь выбор пути: перекресток и опять вездесущий крест!

По второму пункту позиция церкви еще жестче. Она не признает всевозможные оккультные науки и мистицизм в принципе, активно борется со всевозможными суевериями и магическими обрядами. Не верьте в приметы и ложные сны, они и не сбудутся, а всяческие порчи рассыплются под светом истинной Веры. То есть, никакой предмет не может являться носителем негативной энергетики, а символ веры – тем более.

Золотая подвеска SUNLIGHT «Бриллианты Якутии»

И третье: даже утратив по каким-то причинам нательный крестик, человек не лишится защиты Бога. Распятие можно даже дарить человеку, максимально нуждающемуся в защите. Это не оберег в языческом смысле этого слова, но предмет, осененный божьей благодатью, а значит – и дающий опекунство всевышнего. Так что если носить чужой крестик с должным благоговением, от этого будет лишь польза!

Что насчет крестика умершего человека?

Отсюда следует, что носить мамин крестик дочери можно и нужно. Тем самым дочь проявляет почтение к матери, обязуется стать ее преемницей в вере, берет частичку ее мудрости.

Жена может носить крестик мужа, например, если он уехал или умер. В первом случае актуален обмен святынями, так часто практиковавшийся нашими предками. Считается, что обмениваясь символами веры, люди становятся духовными братьями и сестрами, что превыше банальных родственных уз.

Нет ничего страшного и в том, чтобы носить распятие почившего близкого человека – этим вы точно не разделите его печальную судьбу и ближе к смерти не станете. Это просто память об усопшем человеке, пожелание покоя и умиротворения его духа.

По христианской традиции усопшего хоронят вместе с нательным крестом. Если по каким-то причинам этого не произошло, можно его крестик носить, передать детям, хранить дома или отнести в церковь.

Однако некоторые священники придерживаются альтернативной точки зрения. Они считают, что если усопший вел благочестивый образ жизни, то его крестик наполнен божьей благодатью и носить его можно безбоязненно. А при греховном образе жизни он заряжается греховными страстями. Если хочется его носить, нужно заново освятить распятие.

Читайте также  Как правильно вести себя в православной церкви

Однако эта точка зрения не поддерживается патриархами Русской православной церкви. Они считают, что крест сам по себе чист, отрицая саму возможность его насыщения какой-либо энергией, кроме божьей благодати.

Мнение священника

Мнение священнослужителей РПЦ по этому поводу однозначно: надевать чужой крестик можно! Однако нужно понимать, что речь идет об атрибуте веры, и носить его нужно соответствующими чувствами. Отдающий должен осознавать, что расстается с самым дорогим, но кому-то благоволение бога нужнее.

Мать может повесить на ребенка свое распятие перед сложным экзаменом, сын – поделиться духовными силами с отцом в преддверии тяжелой операции, жена – отдать крестик мужу перед долгой и опасной командировкой.

Золотая подвеска с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIHT)

Иным ответ священника и быть не может, ведь известно множество случаев, когда священнослужители отдавали свои кресты страждущим людям, собственных не имевшим. Наиболее часто это бывает при крещении неимущих, принимающих христианство в зрелом возрасте.

Ни один священнослужитель не вправе отказать человеку в проведении таинства крещения, даже если у него нет денег даже на крестик. Как жаль, что некоторые слуги Господни об этом забывают!

По канону православные священнослужители носят по два креста. Один располагается поверх одежды, как принадлежность к сану, второй – скрыто возле тела, как у обычных прихожан.

Итак, носить крестик другого человека можно – церковь не имеет ничего против. А вот насчет того, нужно ли его освящать, мнения священнослужителей расходятся.

Можно ли носить два креста

Необходимость или желание носить два крестика одновременно может возникнуть по разным причинам:

  • Один крестик – данный при крещении в младенчестве, второй, более красивый и дорогой, приобретенный в зрелом возрасте самостоятельно.
  • Один крестик свой, второй – подаренный близким человеком или священнослужителем.
  • Свое распятие, второе – принадлежавшее очень близкому умершему человеку.

По этому поводу существуют диаметрально противоположные мнения. Согласно первому, носить два распятия сразу – тяжелый грех. Кстати, его поддерживают и некоторые священнослужители с ортодоксальным мышлением. Они же ассоциируют потерю креста с огромной трагедией: якобы, это самое страшное, что может произойти с христианином.

Большинство слуг Господних новой школы считает, что можно носить сколько угодно крестов – вреда от этого не будет. Правда, и пользы тоже: от количества символов степень Божьего благословения не зависит. Вера находится внутри, в душе и сердце.

Согласно мнению патриархов РПЦ, потеря крестильного крестика – неприятность, ведь святыню нужно беречь. Однако пропажа ее не трагедия: разрешается приобрести и освятить другой символ веры – он будет выполнять ту же функцию.

Что делать с чужим крестиком

Почему-то люди часто считают необходимым избавиться от чужого крестика в доме, боясь, что он навлечет несчастье на семью. Особенно это касается символов веры, появившихся в доме случайно, а иногда – и подброшенных кем-то. Как говорилось выше, избавляться от чужого крестика не обязательно: святыня не может нести негатива.

Даже если речь идет о неосвященном кресте или другом предмете, над которым целенаправленно поработал недоброжелатель, не стоит впадать в панику. Истинному христианину нипочем всевозможные сглазы и порчи – они бессильны перед светом истинной веры. Во всяком случае, так утверждают служители церкви, а соглашаться с ними или нет – это опять же, вопрос веры.

Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)

В свете этого на вопрос, можно ли выкинуть чужой крестик, существует лишь один ответ, отрицательный. Естественно, кара божья вас на месте не поразит, хляби небесные не раскроются и земля под ногами не разверзнется. Тем не менее, вы совершите поступок, неприемлемый с точки зрения христианской церкви – надругаетесь над святыней.

Если очень хочется оставить крестик себе, но боитесь последствий, можно прибегнуть к альтернативному способу очищения. Подержите символ веры в святой воде или соли – так вы снимете возможный негатив (которого, скорей всего, и нет) и успокоите собственные нервы.

Не стоит с ужасом отворачиваться и от святыни, втоптанной в уличную грязь, подозревая ее в содержании сглаза и порчи. Нельзя оставлять символ веры валяющимся в грязи – это уж точно не по-христиански. Обязательно поднимите крестик, спасите его от поругания.

Куда же девать чужие крестики из неизвестных источников? С ними лучше сразу отправляться в храм – там будут только благодарны, что вы с должным почтением отнеслись к святыне. Крестик в храме освятят, а дальше уже дело сугубо личное. Можно:

  • оставить крестик у себя, хранить или носить;
  • подарить крестнику или нуждающемуся человеку;
  • оставить в церкви в качестве пожертвования.

Свой крест каждый получает на протяжении жизни, собственными деяниями, благочестивыми и не очень. И каждому воздается по ним, а не в зависимости от приверженности человека к той или иной конфессии с соответствующей символикой.

Можно надеть хоть десяток крестов – и не стать от этого праведником. Можно вообще не носить символа веры, но быть глубоко благочестивым внутри. И не стоит бояться чужих крестиков – они точно не окажут негативного влияния на вашу жизнь, особенно если вы искренне верите в Бога или хотя бы придерживаетесь общепринятых норм этики.

Символическое значение нательного креста в православной традиции

Рубрика: Культурология

Дата публикации: 02.06.2014 2014-06-02

Статья просмотрена: 4068 раз

Библиографическое описание:

Гуляев, А. С. Символическое значение нательного креста в православной традиции / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 746-748. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11364/ (дата обращения: 08.11.2021).

От самого Крещения мы носим на груди крест. Кресты мы видим в руках священников, в росписях храмов и на куполах церквей, на могилах наших предков. Крест считается защитой от дьявола и оружием спасения, освященным Христовой Кровью и Телом Христа. [1] Кресты и иконы среди всех христиан почитают только католики и православные.

Существует множество причин, по которым люди носят крест. Кто-то видит в кресте красивое ювелирное изделие, кто-то использует его как талисман, приносящий удачу, кто-то отдает таким образом дань моде. Так же есть и те, для кого нательный крест, одетый при крещении, является символом бесконечной веры. [4]

Материал, из которого изготовлен крест, имеет свое толкование. Так, например, крест изготовленный из дерева символизирует райское Дерево Жизни. По словам Иоанна Дамаскина: «. как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение». Серебро символизирует целомудрие и чистоту. Золото является символом истины: оно не обманывает и не изменяется. Крест из камня означает самого Христа, так говорили ветхозаветные пророки. В то же время камень символизирует твердую веру. [2]

Крест стал сакральным знаком еще в глубокой древности. С ним были связаны различные легенды, мифы, обряды, суеверия и ритуалы. Он являлся составной частью орнаментов, основой при строительстве храмов и жилищ, чеканился на монетах. Изображения креста появились еще задолго до христианства в разного рода скульптурах тайного и религиозного значения по всему миру (Ассирия, Финикия, Египет, о. Пасха, Тибет, языческая Скандинавия, Китай и Япония, древние государства Америки, Индия). Крест является самым известным в истории человечества знаком и уже более двух тысяч лет считается всемирным символом христианства, где сопрягается с образом великой жертвы Иисуса Христа. При этом следует различать общий символизм креста для всех религий и крест, представляющий собой символ христианской муки. Общее значение креста — это соединение материального и духовного, земного и небесного, видимого и невидимого. Часть вертикальная часть креста трактуется как ось мира, а поперечная — горизонт. [1]

Знак креста считался одним из важнейших символов, выражающих пространство, окружающее человека со всех сторон. Так крест впервые упоминался у древних земледельцев энеолита. Крест помещали внутри солнечного круга, желая тем самым обозначить повсеместность света, распространяемого им. Таких сторон было четыре. До сих пор в нашем языке сохранились выражения «со всех четырех сторон», «пустить на все четыре стоны». Ставшая символом повсеместности крестообразность сказалась также на декоративных и заклинательных орнаментах.

Древние египтяне были первым цивилизованным народом, широко использующим кресты. В египетской традиции крест с кольцом (анх) символизировал жизнь и богов. В Вавилоне крест был символом Анну — бога небес. В бывшей колонии Вавилона, Ассирии крест, заключенный в кольцо, считался атрибутом бога Солнца — Ашшура. Тот факт, что символ креста до появления христианства использовался в различных формах языческого поклонения силам природы, подтверждают многочисленные археологические находки. У тенгриан, например, крест был символом покорности и наносился на лоб краской или в виде татуировки. В Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. Крест и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. [2]

На Руси почитание креста было очень велико. В XVII веке европейские путешественники утверждали, что русские не делают ничего не перекрестившись. На дорогах устанавливали поклонные кресты, ими же венчали врата городов. На Руси ходить без нательного креста считалось большим грехом. О злых и бессовестных людях говорили, что «креста на них нет», а клятве и слову не носящего креста человека не доверяли. [1]

Полный Богословский энциклопедический словарь дает следующее определение: «крест наперсный — носимый на груди то под одеждой, то поверх нее». В этом определении главным является местонахождение креста. Грудь — это вместилище сердца, священная часть тела. Недаром древние византийские кресты называли энколпионами (от греч.) — носимый на сердце, на груди.

Обычай сокровенно носить крест под одеждой является самым распространенным с древнейших временно и до наших дней. На Руси такой крест назывался нательником. Обычай давать каждому новокрещенному нательный крест для постоянного ношения возник только в Русской Церкви. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, крест является символом крестного пути.

Главным при ношении креста поверх одежды, открыто, становится символизм христианского служения. Нося крест открыто, человек показывает, что вся его мирская деятельность является служением Христу и совершается под знамением Креста. Таким образом, носимые поверх одежды нательные кресты подчеркивали принадлежность к епископскому сану. В Русской Церкви их носили только митрополиты и Патриарх. До петровской эпохи нательные кресты являлись обязательными предметами царского и княжеского облачения. Они символизировали христианский характер мирской и духовной власти и богоизбранность.

Рис. 1. Символ креста в царском облачении

Поверх доспехов воины одевали на грудь параманные кресты, которые являлись духовной броней и благословляли на ратные подвиги. Основоположником такой традиции был Константин Великий. Именно он первым приказал изображать знамение креста на доспехах и щитах.

Рис. 2. Параманные кресты на доспехах воинов

В мирской среде, однако, существовала традиция ношения креста поверх одежды в женском ювелирном уборе. Это объясняется защитной и эстетической функцией креста.

Ношение креста поверх одежды в России получило наиболее широкое распространение в XVII веке. В это время крест выставлялся на всеобщее обозрение как непобедимое оружие веры. Апостол Павел говорил: «а я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Галат.:6.14). Этими словами часто украшали оборотную сторону русских нательных крестов XVII в. Другая особенность этого века заключалась в том, что после времен смуты в обществе возникла ностальгия по древнему благочестию. Этот этап находит выражение в церемониальном и церковном искусстве.

Сегодня символическое значение креста толковать сложнее. Это связано с тем, что современная эстетика — это весьма субъективная наука, а защита в настоящее время воспринимается как что-то магическое. В христианстве, как и в древних сакральных культах, красота была выражением духовного мира, а защита являлась результатом гармоничного соединения сложной структуры мира и человека.

Читайте также  Рассорка по фото читаем самостоятельно

Существует древний обычай связанный с нательным крестом — «крестование» — устанавливаемое через обмен крестами побратимство. После такого обмена женщины становятся крестовыми сестрами, а мужчины крестовыми братьями.

Наиболее полезно и правильно для христианина носить нательный крест под одеждой, так как соединение происходит только между крестом и человеком. В случае открытого ношения креста появляется третий участник — мир. В христианском мире получалось гармоничное соединение с крестом мира и человека. В современном же мире ношение креста поверх одежды требует от человека особых духовных качеств и ответственности. Крестное знамение и нательный крест являются только внешней частью того, что должно быть в сердце христианина: веры, смирения и упования на Господа.

Сегодня чаще всего крест поверх одежды можно встретить в женском наряде. Это заслуживает уважения в том случае, если это благочестивое искреннее желание возродить древнюю традицию и построить свою жизнь по заповедям Божьим. Но в любом случае следует помнить об опасности осквернить святыню. И конечно, недопустимо легкомысленно носить крест как обычное светское украшение, ибо в этом случае мы невольно нарушим третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога Твоего всуе». [3]

Крест давно прижился в православии, став его духовной основой. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее культуру и религию, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни. Крест искупает все прегрешения людей, а руки Христа, распростертые на кресте, напоминают верующим о том, что Он собрал воедино все народы и искупил первородный грех каждого. Так именно в русском православии в наибольшей степени произошло превращение креста из орудия казни в объект почитания и символ искупления. Такое превращение свидетельствует о внутренней оптимистической природе русского человека. Чтобы не происходило с ним, какие бы испытания не ложились на его плечи, в глубине души он всегда смотрит в будущее с надеждой.

7. О нательных крестиках и крестном знамении

7.1. Почему важно осенять себя крестным знамением?

– Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по разумению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста. Некоторые отцы толковали знамение в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых.

7.2. Как правильно осенять себя крестным знамением?

– Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест – нижний его конец становится короче верхнего. Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

Нельзя осенять себя крестным знамением поспешно, небрежно, не касаясь пальцами лба, а лишь делая движение рукой в направлении его. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

О тех, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

7.3. В чем заключается смысл крестного знамения?

– Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но открытое исповедание веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают две природы Иисуса Христа – Божественную и человеческую.

Крестное знамение напоминает:

– о том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;

– во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;

– в-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;

– в-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;

– и, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Искупителя, заключающихся в Евангелии.

7.4. Какую силу имеет изображение на себе крестного знамения?

– Крестное знамение дает душе крепость и силу отгонять и побеждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

7.5. Когда надо осенять себя крестным знамением?

– Посредством крестного знамения мы призываем имя Божие, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Итак, осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближении к святыням: при входе в храм, при лобызании креста, икон, святых мощей. Верующие крестятся перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом, в моменты опасности, в горе, в радости и во многих других ситуациях.

Крестное знамение совершается во время всех Святых Таинств. Им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

7.6. Почему надо носить нательный крест?

– Православные христиане традиционно носят крест с момента принятия таинства Крещения.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).

Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).

7.7. Какой выбрать крестик – золотой или серебряный?

– Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить.

Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.

7.8. Можно ли носить неосвященный крестик?

– Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Тем не менее принято нательные крестики освящать в церкви, особенно приобретенные не в храме.

7.9. Можно ли носить крестик на цепочке?

– Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

7.10. Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

– Можно. Крест – это святыня, символ спасения. В чине освящения нательного креста не указывается имя конкретного человека.

7.11. Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

– Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14–16).

7.12. Надо ли снимать крест при мытье в бане?

– Не принято снимать освященный нательный крест. В особых случая металлический крест можно заменить на деревянный.

7.13. Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный?

– Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста – вопрос не догматический, а исторический и эстетический.

Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Православная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя.

Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого материала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет знамение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин).

7.14. Как отличить православный крест от католического?

– По церковной традиции православный крест может быть восьмиконечным и четырехконечным; католический – обычно четырехконечный с более вытянутой вертикальной перекладиной, с изображением распятого Спасителя или без Него. Отличителен и образ Иисуса Христа на нем. На католических крестах с распятием тело Иисуса Христа изображают тяжело провисающим и с ногами, прибитыми к кресту одним гвоздем. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Сверху помещена табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский. На православном распятии стоят заглавные славянские буквы: IHЦI, на католическом латинские: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). На обороте православных нательных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Эти внешне отличительные формы православных и католических крестов не имеют принципиальной разницы, являясь отражением разных церковных традиций.

7.15. Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

– Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить.