Что значит блаженные нищие духом в православии

Блаженны нищие духом — как это понять? Заповедь

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).
Первая заповедь блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа,

1. Некоторые люди объясняют эту заповедь упрощённо. Мол, «блаженны нищие», ибо они спасутся, а богатым людям трудно спастись, и дух здесь не причём.

Но, далеко не все нищие спасутся. Человек может быть нищ потому, что ленив или всё пропивает, проигрывает, тратит на наркотики и т.д. Какое уж тут спасение?! Поэтому «урезанная» трактовка не состоятельна.

2. Иногда объясняют так: =Нищий просит, то есть, ему не хватает материального. Нищий Духом — это тоже тот, кому не хватает, но Духа, то есть, он просит Духа и стремится к нему. И вот такому и будет Царство Небесное= (С.Г.И.)

Здесь, судя по всему, под «Духом» имеется ввиду Дух Святой. И нищета духа рассматривается как недостаток Духа Святого.

Но в заповеди сказано «блаженны нищие духом», а не Духом (Духом Святым), то есть, речь идёт о нищете духа человека, но не сказано, что нищета связана с недостатком Святого Духа.

Однако же, рассмотрим приведённые С.Г.И. аргументы.
= Нищий просит, то есть, ему не хватает материального. Нищий Духом — это тот, кому не хватает Духа, и он его просит =

Пример и сравнение не совсем корректны. Богатому и жадному также не хватает материального, но по другим причинам — ему всё мало, и он может просить у Бога ещё большего обогащения.

С другой стороны, бездуховный человек (вот уж действительно — нищий Духом), он и просить не будет, чтобы ему дали Духа. Ему это не надо, он и о Духе-то не задумывается. Будет ли он за это в Царстве Небесном? Конечно, нет.

Если духу не хватает Святого Духа, то это не значит, что он нищ Духом.
Напротив, чем больше он соединен со Святым Духом, тем более он желает Его и просит — «прииди и вселися в ны».
Серафим Саровский говорит о цели человеческой жизни как о стяжании (обретении) Святого Духа.

Св. Дух то оставляет человека по грехам его, то возвращается к нему. Оставление духа человека Святым Духом можно назвать нищетой Духовной (а не духовной, как в заповеди) , но никак нельзя назвать блаженством, ибо для верующего это – страдание.

Сказано также Апостолом: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19). То есть, изначально дух христиан не нищ Духом.
И остаётся вопрос – в чём же заключатся нищета духа?

3. Может быть, под «нищими духом» имеется ввиду отсутствие у человека самого духа или его нехватка?
Но это невозможно, дух — живая разумная сущность, и он есть у каждого человека, более того, у каждой сущности — от метагалактик до элементарных частиц, у всего живого и неживого, у всех событий, действий и явлений.

Итак, нищие духом – не те, у которых нет или мало духа (дух, как разумная личностная сущность, есть у каждого), но у которых их дух реально нищ.

Чем же должен быть нищ дух, чтобы наступило блаженство?

4. ==Как нищий осознает свою неспособностью справиться самому с жизненной ситуацией и встает на паперти, так и нищий духом смиряется со своей духовной немощью и обращается к Богу. И еще нищий духом чувствует его острую нехватку, стремится к нему, как у Пушкина в «Пророке»: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился. «. Потому и «блаженны нищие духом», что им дается искомое.=== (А.А.К)

В данной трактовке заповеди, мы вновь видим «нехватку духа», «стремление к нему». Но сделано важное дополнение – человек осознаёт, чувствует «духовную немощь», томится, ищет духа. Правда, не сказано – какого? А духи бывают разные.

То есть, в данном толковании, нищета духа – это осознание своей духовной немощи. Оно может привести к поиску источника мощной силы как положительной, так и отрицательной.
Однако, само осознание своей духовной нищеты (немощи) не может быть блаженством, но является побудительным мотивом в поиске и выборе источника силы (богатства).

Но, при внимательном прочтении заповеди становится ясно, что не обретение, а ОТКАЗ от богатства (силы и могущества) духа, то есть, реальная духовная нищета есть благо.

Так от какого богатства духа предостерегает заповедь, и почему называет спасительной нищету духа?
Ни одно из перечисленных объяснений ответа на этот вопрос не даёт.

5. У этой заповеди Блаженства может быть иной смысл.

Возникает вопрос – а что можно считать богатством духа?

Плотские наслаждения и материальные блага — это богатства плотские. Они кратковременны, ненадёжны, обманчивы и заканчиваются вместе со смертью тела.

Многие познания, разнообразные впечатления, насыщенная эмоциональная жизнь и даже творчество – это богатства душевные, которые могут сохраниться в памяти потомков на некоторое время, но не дают вечной жизни человеку.
Единственное исключение – жертвенная любовь, с ней душа человека может войти в Вечную жизнь БОГА.

А что же является богатством для духа? Истинным духовным богатством является общение с БОГОМ и единение со Святым Духом. Это – залог Вечной Жизни с БОГОМ, приобщения к Его Могуществу и Славе, становление Богом в БОГЕ.

Но Истинное духовное богатство достигается огромным напряжением всех духовных и душевных сил на Пути веры, доверия и верности БОГУ. Оно возвышает, а не отягощает, оно даёт свободу духу, а не порабощает. Ибо «Где Дух Господень, там свобода».

Не каждый дух, как и человек, желает напряжения сил и воли ради достижения цели, и многие ищут обходные лёгкие пути. Они желают неправедного богатства — незаслуженного могущества, славы и власти, вступив в общение с нечистыми духами и обогащаясь тёмными энергиями зла.

Тщеславные гордецы хотят стать «богами» без БОГА, получить всё, не жертвуя ничем.
Но, это — путь Люцифера, ведущий в бездну.

На этот путь вступили Адам и Ева, поверив древнему Змию, за что до сего времени расплачиваются их потомки — всё человечество.

После распада энергий на светлые энергии добра (любовь, смирение, послушание Богу, терпение, милосердие и др.) и тёмные энергии зла (самоинение, гордыня, тщеславие, эгоизм, ненависть, злоба, зависть и пр.). Последние стали запретным плодом, перед которым не устояли многие духи.

Вспомните Люцифера. Как богат был сей дух властью, силой, красотой и могуществом!
Он сиял как самая яркая звезда на небосклоне, как утренняя Венера! Его гордыня, зависть и страстное желание обладать ещё большей энергией, силой и могуществом привели его к духовному аналогу «чёрной дыры», к источнику тёмной отрицательной (самой мощной) энергии.

Сила энергии превзошла силу духа, и он попал в зависимость от тёмной духовной энергии разрушения, ненависти, злобы, тщеславия, гордыни, алчности.

Дух уже не в силах вырваться из-под влияния «чёрной дыры», скопления тёмной отрицательной энергии, и сам стал «тёмной материей» — духом злобы, ненависти и гордыни.

Как в человеке, если плоть берёт верховенство над духом, человек духовно и нравственно деградирует и погибает, так и в духах — если дух ненасытно богатеет отрицательной энергией, то в нём главенствует «плоть» (тёмная энергия) и происходит деградация и падение духа.

Поэтому правы Святые Отцы, которые трактуют нищету духа как смирение и послушание, отказ от самоволия, самопревозношения. Можно добавить –.

Дух предпочитает остаться нищим и отказывается от запретного, неправедного богатства (тёмной энергии греха и зла – от жадности и алчности, жажды наживы, богатства и славы).

При этом сохраняется преобладание и власть духа над энергией, что укрепляет дух человека, делает его сильным, приближает дух к единению со Святым Духом, и самого человека — к святости и Богу, к Царству Небесному.

Итак, можно сказать, что первая заповедь о нищете духа – это заповедь о смирении и послушании духа воле БОЖИЕЙ. И проявляется она в отказе от своеволия и гордыни, от запретных и неправедных знаний, власти, силы, источники которых — нечистые духи и тёмные энергии греха и зла.

Эта заповедь блаженства – первая и наиважнейшая.
Именно её преступил прекрасный Ангел, ставший злобным чудовищем — диаволом. Именно её нарушили Адам и Ева – и в мир пришли страдания и смерть.
И поэтому, очень важно, какую духовную пищу мы потребляем – что читаем, с кем общаемся, что и кто (какой дух) нас ведёт по жизни – дух смирения и послушания БОГУ, или коварный дух гордыни, тщеславия, злобы, зависти, жажды славы и власти, полученные любой ценой.

Читайте также  Значение имени Артемий и детальная его характеристика

И, если с БОГОМ мы обретаем блаженство (высшую форму счастья) и вечную жизнь в Царстве Небесном, то, оставаясь с силами зла и питаясь его тёмными энергиями, мы сами подписываем себе самый страшный приговор.

Итак, чем быть «богатым» тёмными энергиями греха и зла, и от них же мучительно погибнуть, лучше быть нищим и свободным от этого лживого и тленного «богатства».

Альтернатива известна и всем доступна — обрести с БОГОМ вечную жизнь, радость и блаженство в Царстве Небесном.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Евангелие говорит: Блаженны нищие духом. Верно ли это с точки зрения психологии?

Сейчас вы поймете, что современная глубинная психология уже подходит к тому уровню, чтобы понять вечные ценности и объяснить их понятным языком современному человеку.

Нищета духа — это сознание своей греховности, испорченности, бессилия. Каким же образом оно может приносить человеку ощущение счастья и полноты жизни? Дело в том, что неотъемлемой частью человека является то, что в психологии называют Тенью. Очень хорошо об этом написано в статье: Встреча с темной частью в человеке.

Приемлемая часть самих себя называется Персона. В обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, Персона скрывает все опасное для нас и окружающих, делая нас вполне безопасными, дружелюбными и законопослушными созданиями. Это оболочка, которая помогает огромному количеству людей относительно мирно жить на ограниченной территории, в соответствии с общественным договором в данном обществе. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Поэтому все мы вынуждены ограничивать проявления своей Теневой стороны. Но, чем меньше Вы контактируете с Тенью, тем больше сил вынуждены тратить на то, чтобы заглушить ее голос. Слишком выраженная Персона делает человека неглубоким, трагически отчуждённым от самого себя. И в какой-то момент он понимает, что живет не своей жизнью.

Нищий духом — это человек, который тяготится в своем сердце сознанием, что он жалок и беспомощен. Но имейте в виду, что видеть свою испорченность — это признак духовной силы. Не имея такой силы, человеку свойственно закрывать глаза на Темную сторону в себе. Защитные механизмы психики спасают его от разрушения, хотя при этом и ограничивают способность к полноте жизни. Не имея той духовной силы (в психологии это называется способностью любить), человек обречен защищать себя от своей Темной части, чтобы не погибнуть самому и не натворить чего-то плохого. Способность любить, рассматриваемая в психологии, является результатом того, насколько много любви человеку дали его родители (долюбили). Конечно, затем сам человек может развивать этот талант, независимо от того, сколько ему дали изначально. (Верующие люди вспомнят притчу о талантах из Евангелия. Это как раз о том и есть). Поэтому естественно, что для верующих людей источником Любви является Сам Бог, Который и Есть Любовь. Опираясь на этот источник, верующие люди имеют больше сил продвинуться в направлении «нищеты духом». Так вот, на определенном этапе развития и видения самого себя, уже становится невозможным опираться на человеческие силы (даже на силы все понимающего и все принимающего психолога, проработавшего все свои проблемы). Поэтому люди ищут способ напрямую черпать силы из Источника Любви, который в христианстве открывается нам в известном виде.

Секрет в том, что смиренный человек (нищий духом) открыт не только к негативной своей стороне. Он просто открыт. А значит и (по-настоящему) открыт ко всему самому светлому, радостному и величественному. Он живет полнотой жизни и его радость совсем не похожа на то, что называют радостью люди, не живущие всей своей полнотой.

И еще одна цитата из той же статьи:

Те люди, которые признают в себе наличие теневого содержимого, живут более полноценной жизнью. В отличие от тех, кто не способен признать свое несовершенство, податливость животным страстям, неправильным чувствам и желаниям. Такие «хорошие» люди подвержены психосоматическим болезням. Чем более человек прилагает усилий для подавления своей Тени, тем меньше у него жизненной энергии остается, тем более подавлены его чувства. А, как мы знаем, подавление неприемлемых чувств приводит к подавлению любых чувств. Если нежелательные мысли и чувства осознаются, то они находятся в постоянном контакте с другими интересами, поэтому уравновешиваются ими и даже лечатся, компенсируются. Но если теневая сторона подавлена, то постоянно имеется возможность того, что она прорвет все заслоны и человек не сможет контролировать свое поведение.

Теперь приведу цитату из статьи, в которой психологи высказывают сове мнение о том, как можно достигнуть полноты человеческой жизни, того состояния, когда мы живем на 100%:

Осознавайте свои истинные чувства. Очень важно и очень трудно научиться не осуждать себя за свои чувства. Попробуйте вместо этого принять то, что вы их переживаете, как факт и постараться не обвинять себя за это. Это просто чувства. Поэтому совершенно бесполезно говорить себе, что вы «должны» или «не должны» чувствовать. Чувства не могут быть «приличными» или «неприличными», «зрелыми» или «незрелыми». Ваша задача заключается в том, чтобы научиться осознавать свои чувства такими, какие они есть. ЛЮБЫЕ. В этом виде они дают ключ к решению всех ваших проблем.

Весь человеческий опыт говорит о том, что быть добрым человеком чрезвычайно трудно; зато чрезвычайно легко себя добрым человеком считать. Это с легкостью удается всем – даже явным злодеям. Злодеям даже особенно легко. Самая устойчивая из наших иллюзий – иллюзия собственной хорошести.

«Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками». Блез Паскаль.

«Каждый человек ищет истину, но только одному Богу известно, кто её нашёл». (Ф. Честерфилд) Неизвестно это и самому человеку. Поэтому люди, считающие, что знают истину — заблуждаются. «Богатые» духом, то есть те, кто считают, что знают истину — заблуждаются. А ближе к истине находятся те, кто открыты всему, — а значит и плохому, и всему хорошему, что есть в мире. Чтобы быть открытым, необходимо иметь в себе духовную силу (способность любить), или же иметь источник, в котором эту силу черпают.

Оригинал статьи и другие интересные материалы находятся на моем сайте.

Блаженны нищие духом — что это значит?

Нагорная проповедь Спасителя

Недалеко от города Капернаум в Галилее Господь Иисус Христос произнес проповедь, известную под названием Нагорной. В ней Спаситель изложил девять Заповедей Блаженства. Это своего рода свод нравственных установок для каждого человека. Каждому исполнившему эти установки обещано достижение полноты счастья — блаженство. Однако при первом знакомстве с Нагорной проповедью человек приходит в смущение. Бытовое понимание счастья бесконечно далеко от предписаний Заповедей Блаженств. Трудно понять, как достичь земного блаженства, если первая же Заповедь гласит — «блаженны нищие духом».

Далее Заповеди Блаженства говорят о плаче, кротости, исканиях правды, милости, чистоты, миротворчества, изгнанничества и поношений. Как это вписывается в человеческое представление о счастье?

Что такое блаженство в христианстве

Греческое слово «μακαριος» в Септуагинте (Сборник переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, 3-1 века до Рождества Христова) употребляется для передачи древнееврейского слова » אשר» («ашре» — «воистину счастливы», «блаженны»). Именно этот термин использовал Иисус в Нагорной проповеди. Множественное число в слове «ашре» указывает, что для обретения полного счастья человеку необходима не одна добродетель или одно достижение, а постоянное пребывание в подобном состоянии.

Но что такое счастье? Возможно ли его обрести? Каждый понимает счастье по-своему, вкладывает в него разный смысл. Счастьем может считаться получение чувственных наслаждений. Достижение заветных желаний. Приобретение чего-либо. Мера счастья у каждого тоже своя, индивидуальная. С христианской точки зрения полноту человеческого счастья можно обрести только в жизни с Богом, в постоянном общении с Ним и это есть блаженство.

«Наша цель состоит не в том, чтобы получить что-то от Бога, а в том, чтобы соединиться с Самим Богом. А поскольку Бог есть Любовь, то и соединение с Богом приобщает нас к тому высшему, что на языке человеческом именуется любовью. Более высокого состояния для человека просто не существует. Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает — приобщение Богу, который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо» (профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов).

Заповедь «Блаженны нищие духом»

В Заповедях Блаженства Господь дал христианам ориентир как достичь совершенства. Только в таком состоянии душа может войти в Царствие Небесное.

«Заповеди Блаженств — своего рода декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. И по тому, как он относится к этим заповедям, можно безошибочно судить о его духовном состоянии. Если они вызывают неприятие, отторжение и ненависть, если между внутренним миром человека и этими заповедями не находится ничего общего, созвучного, то это является показателем тяжкого духовного недуга. Но если возникает интерес к этим странным, тревожащим словам, если появляется желание проникнуть в их смысл, то это свидетельствует о внутренней готовности к слышанию и пониманию Слова Божия» (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).

Следуя Заповедям Блаженств, человеческая душа, словно по ступеням, устремляется к Небу. Первым условием «настройки» на духовную жизнь выступает заповедь «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 5:3).

Читайте также  Почему приснилась татуировка как правильно расшифровать

С человеческого мировоззрения нищета — это высшая мера бедности. Как же правильно истолковать слова «блаженны нищие духом»? Кто является нищим духом?

Причины изменения человеческой природы

После того, как Бог сотворил первых людей, Он занимал центральное место в их жизни. Адам и Ева находились в частой беседе со Творцом, Который являлся им в раю видимым образом, как Отец детям (Бытие, 2). Бог учил людей любви. Для этого была дана заповедь — не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Исполняя это Божье повеление, люди могли так проявить этим свою любовь к Создателю. Однако совершенное прегрешение, то есть ослушание, Адама и Евы исказило духовную природу человека.

Как говорил древнегреческий философ Аристотель, «природа не терпит пустоты», но как видно без нее не обойтись. Центральное место, принадлежащее Творцу, заняло собственное «я» человека. Адам и Ева последовали горделивому желанию сравняться с Богом. «Будете, как боги» обещал обольститель прародителям, (Бытие, 3:5). Смысл первородного греха заключался в непослушании Создателю, то есть в сознательном отказе от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке. Таков был отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Его закона.

Это привело к «мутации» человеческой природы, полной смене приоритетов. Стремление к служению Создателю и общению со Всемогущим Богом было вытеснено стремлением к удовлетворению собственных эгоистических потребностей. Святые Отцы называют такое состояние человека жизнью только для себя, где в центре внутренней вселенной царствует собственное “я”. Это царство гордыни.

Что значит «блаженны нищие духом»

Сопротивление горделивому состоянию, притеснение своего “я” для того, чтобы в центре жизни был Бог, называется смирением. Другое определение этого состояния — нищета духовная. Дух злобы, гордыни и эгоизма не может сделать человека счастливым, ибо отгоняет Божью благодать. Самомнение о себе является следствием и проявлением гордыни, а где гордыня, там нет места Богу.

Именно поэтому нужно сначала освободиться от самомнения, от тщеславных иллюзий о себе. Чтобы достичь блаженства, необходимым условием является осознание бедности своей души, которая лишена тех качеств и добрых дел, что приближают человека ко Христу. «Перевоспитание» возможно, если прилагать активные творческие действия ко спасению. Только тогда в человеческой душе будет пребывать Сам Дух Божий, что является истинным богатством, дающим великое счастье.

«Нищета духовная, или сокрушенность, есть особенность лучших умов, которые когда-либо посещали мир. Это сознание своего недостоинства перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед чистотой Творца, сознание своей полной зависимости от безграничной силы Божией… Блажен тот, кто способен искренне исповедать: моя сила ничтожна, мой разум немощен, воля моя неустойчива. Господи, помоги мне… Нищета духовная — прямая противоположность надменности и хвастовству» (святитель Николай Сербский, 1881-1956).

Нищие и нищие духом — одно и то же?

В материальном отношении нищим признается человек, не имеющий средств и возможностей для покрытия своих «нулевых» потребностей. Это отсутствие ежедневного пропитания, одежды, места для ночлега. Например, по житейским меркам нищими могут признаваться люди без стабильных средств к существованию. С подобной нищетой можно успешно бороться материальными средствами, они устраняются получением определенных земных благ.

Однако нищим себя признавал выдающийся физик, математик, механик, астроном Исаак Ньютон (1642-1727), утверждая, что его незнание бесконечно больше его знания.

К нищим относил себя и ветхозаветный богач Иов (Книга Иова, 1:21). Причем нищим он был в душе своей еще до того, как лишился видимых богатств.

«Его почитали стяжавшим многое, но, по испытании его Господом, оказалось, что Иов ничего не стяжал кроме единого Бога» (преподобный Макарий Египетский, 300-391).

Духовная же нищета представляет собой ощущение некоего сосуда, который душа стремится заполнить. Это жажда души, которую хочется утолить. Наполнение духовного сосуда невозможно осуществить ничем земным. Ничто на земле не может утолить этой жажды. Поэтому осознание духовной нищеты побуждает искать небесных даров.

Материальная нищета не означает автоматической нищеты духовной. Бедняки и бомжи не становятся автоматически блаженными, они вполне могут быть пленниками любых страстей. Нищета и бедность не гарантируют сами по себе духовных высот.

«Нищета духовная — это не материальная бедность или душевная бездарность. Напротив, «нищий духом» может быть при этом очень богатым или очень одаренным человеком. Нищета духовная — это смиренный образ мыслей, который вытекает из честного признания своего несовершенства. При этом, христианское смирение не есть отчаяние или пессимизм. Напротив, оно полно упования на Божие милосердие, на реальную возможность стать лучше. Оно проникнуто радостной надеждой на то, что с Его помощью мы станем добродетельными и угодными Ему детьми» (епископ Александр Милеант, 1938-2005).

Что значит фраза «Блаженны нищие духом»?

«Блаженны нищие духом» – эта фраза относится к первой заповеди блаженства, которую Спаситель дал апостолам в Нагорной проповеди. Девять заповедей говорят о том, каким путем люди могут приблизиться к Богу и достигнуть блаженного состояния приобщения к нему. Но это не первые заповеди, оставленные Господом для людей.

Евангельские заповеди

Еще во времена Давида и Исайи, то есть, во времена Ветхого Завета, Бог довел до людей 10 заповедей. Они служили тому, чтобы оградить человека от зла, дать ему понять всю опасность, которую приносит людям грех.

Когда на земле появился Иисус Христос, он оставил евангельский закон, в основу которого положена любовь. Господь сам показывал непомерную любовь к людям и хотел, чтобы и они жили в любви.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34)

Но Он хотел, чтобы люди не только не совершали зла, но и постоянно совершенствовались, уподоблялись Богу:

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48)

В Нагорной проповеди Иисус объяснял то, как христианин должен распоряжаться своей земной жизнью, относиться к ближнему и самому себе. Спаситель не отменял 10 ветхозаветных заповедей, но усовершенствовал их, дополнил божественной мудростью, поставил новую цель для каждого человека. Приближаясь к Богу, люди могут найти истинную радость.

Согласно 9 заповедям блаженства, недостаточно просто отказаться от греха. Нужно развивать в себе противоположные злу добродетели, творить добро и вести высоконравственную духовную жизнь. Вот эти заповеди, которые должны быть руководством для христианского образа жизни каждого православного:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Что значит это выражение, и почему нищие духом являются блаженными, объясняет в своих трудах Святитель Иоанн Златоуст.

Смиренные и сокрушенные сердцем, вот что значит – нищие духом. Дух, это словесное выражение тех времен слова «душа». Смирение – противоположность гордости.

Духовная нищета подразумевает не пустоту души, как принято считать в бытовом понимании этого выражения. Нет, в устах Святителя это означает совершенно другое – видение истинного состояния души, которое не вызывает у человека ничего, кроме стыда и желания исправиться, сделаться лучше.

Нищие духом видят то, что все имеющееся не принадлежит им изначально, а дается только по Божьей воле. Как бедняк не имеет ничего своего, так и смиренный человек понимает – на все принадлежащие ему таланты, умения, знания, здоровье, он не мог бы рассчитывать самостоятельно. Они даны по воле Божьей.

А уж тем более – на материальные блага, которые посылаются людям чаще всего в испытание, чтобы увидеть, как человек распорядится богатством и другими дарами, посланными ему. И это испытание, поверьте, значительно сложнее, чем испытание бедностью. Недаром Иисус говорил, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому – попасть в Царствие Небесное.

Фото: Photocentra.ru

И нищие люди, которые относятся к своей имущественной, материальной нищете, как к воле Божьей, не ропщут, не пытаются любой ценой стать богаче, такие люди в те времена были образцом для подражания.

Читайте также  Палитра цветов в ауре человека

Ведь если к ним придет богатство, то они будут относиться к нему, как будто не имеют его. Именно так Спаситель ответил на вопрос, как же быть тем, кому всё идет само в руки. То есть, не станут делать культа из денег и золота, а будут лишь иметь возможность распорядиться богатством для дел любви и милосердия. Они не утратят смирения, не обретут гордости из-за того, что стали богаты.

Именно нищим духом Господь обещает Царствие Небесное. Поэтому нужно равняться на этот идеал, данный в первой заповеди. Смирение и сожаление о своих грехах — вот что является признаком нищих духом.

Православная Жизнь

Нищета духовная — разве это хорошо? Лучше ведь быть духовно богатыми!

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»

Разбираемся с понятием и ищем аналогии

Многим людям довольно сложно разобраться в том, что такое «духовная нищета». Мы привыкли, что нужно стремиться к интеллектуальному или духовному богатству, образованности, широкому кругозору. Что же значит — быть нищим духом? Святые отцы предлагают провести аналогию с нищими, которых мы видим вокруг себя: это люди, просящие подаяния, они не проживут без помощи других, не надеются на собственные силы и зависят от милости окружающих. В духовном плане нищий духом человек зависит от Бога и Его милости. Он знает, что все его духовные дары — от Бога.

Если человек пристально посмотрит на себя, то обнаружит, что часто его поступки бывают неискренними. Казалось бы, делаем доброе дело, но в сердце закрадывается желание благодарности, уважения, похвалы. Это происходит потому, что мы не обладаем теми достоинствами, которыми изначально по замыслу Создателя должен обладать человек. Ощущая свою нищету, понимая, что так не должно быть, что нужно быть иными, мы просим у Бога недостающие добродетели. В этом и заключается нищета духа.

Нищета духа — это дар?

Это не дар. Мы должны стяжать нищету духа. По сути, в этом и состоит наша духовная жизнь. Чтобы понять, что такое нищета духа, нужно рассмотреть её противоположность — гордость, когда человек считает себя самодостаточным, добродетельным, духовно богатым, имеющим заслуженную славу. Наблюдательный человек знает, что ум, слава, красота, достаток — это чаще всего преходящие вещи. Красивые теряют свою красоту, умные с возрастом глупеют, облечённые славой болеют и превращаются в свою же противоположность. Духовный человек может впасть в прелесть — считать себя духоносным старцем, вести за собой якобы в Царствие Небесное учеников и почитателей. Все добродетели очень зыбки.

Как только мы начинаем пристально рассматривать качества своей души, образ своих мыслей и поступков, то вдруг обнаруживаем, что, по сути, не обладаем ни добродетелями, ни святостью, ни всеми теми духовными дарованиями, которые нам так нравятся и которые мы ценим. Особенно это заметно, когда удаётся встретить человека действительно смиренного и нищего духом. Нам с ним очень легко и приятно, потому что он не превозносится, умеет по-настоящему любить, считает себя ниже других и никого не осуждает за слова и поступки. Он снисходителен, кроток и добр. В Священном Писании и Предании Церкви мы видим множество примеров тому, что все святые, которые были награждены дарами Духа Святого и могли исцелять, чудотворить, молиться, прежде стяжали нищету духа. Они испрашивали её у Бога, и Он по Своей любви им её даровал.

Наши ориентиры

Кому мы с большим желанием подадим милостыню: тому, кто нас обманывает, или тому, кто на самом деле беден и нуждается в нашей помощи? Конечно же, вторым. Так и Господь: Он с великой радостью и быстротой помогает тем, кто искренне считает себя нищим духовно. Вспомним патриарха Авраама, который был родоначальником всех верующих, пророков Моисея и Давида — это были люди особых природных дарований, но они стяжали благодатные дары через великое смирение.

Вот, к примеру, слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7). В этом ряду — и Владычица наша Богородица, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и Сам Господь, Который говорил: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) — и взошёл на Крест, когда Его оплёвывали, били, ругали, издевались. Он со смирением и кротостью принял всё, что надлежало исполнить, всё, ради чего Он был послан на землю. В этих примерах — наши ориентиры и наша опора.

Как стяжать нищету духа?

Должны ли мы всё время себя бичевать и унижать, чтобы обрести нищету духовную? Нет, это делать не обязательно, иначе может произойти так, что внешне будем выставлять себя смиренномудрыми и нищими духом, а в душе — гордиться и тщеславиться этими «добродетелями».

Чтобы обрести нищету духа, нужно всегда избегать славы, превозношения, благодарностей. Стараться поступать с теми, кто выше нас по социальному положению, с кротостью, с теми, кто равен нам — с братолюбием, с теми, кто ниже — со снисхождением. По этим индикаторам можно понять, каково наше духовное состояние, преуспели ли мы в смирении, которое можно считать синонимом нищеты духа. Благодаря им можно определить точку духовного развития, на которой мы находимся. А чтобы перейти на более высокий уровень, Господь оставил нам свои таинства. Глядя на высочайшие ориентиры в лице подвижников нашей веры, мы можем каяться и исправляться. В таинствах Господь дарует нам Свою благодать и ей восполняет всё недостающее нам. Главное — иметь смирение и просить у Него помощи.

Нищета духа невозможна без искренности перед Богом

Мы должны понимать, что к идеалу можем только стремиться. Святые отцы говорят, что достичь его не получится, и это нормально: чем выше поднимается человек в своём духовном развитии, тем лучше видит своё несовершенство. С другой стороны, Господь порой попускает падения, причём даже тем людям, которые имели определённые духовные дары. Человек, даже стяжавший какие-то добродетели, всё равно остаётся изменяемым, он не занимает духовную высоту раз и навсегда. Мудрые отцы нашей Церкви это знали.

Преподобный Макарий Великий рассказал историю о том, как один старец, обладающий даром исцеления, помогал больным тем, что просто возлагал на них руки. Слава о нём пошла великая, и он почувствовал, что погибает, потому что слава стала ему приятной. Как человек, имеющий нищету духа, он попросил у Господа, чтобы в него вселился бес. Бог попустил это, старец стал бесноватым, его даже заковали в цепи. Слава его была разрушена, но сам он исцелился, после чего продолжил своё духовное восхождение.

Мы должны понимать, что смиренномудрие и смирение — понятия разные. Смиренномудрие — это когда мы понимаем, как нужно правильно жить и поступать, а смирение — это практика. Чаще всего мы не имеем смирения, просто побуждаем себя к правильным поступкам, но оступаемся, каемся, идём дальше. Искренность перед Богом в том и состоит, чтобы адекватно оценивать себя и свои поступки. Чем объективнее и мудрее мы подходим к этому, тем больше видим своих грехов и меньше — добродетелей. Осознаём, что есть попытки их стяжать, есть добрые устремления, а достижений мало. Порой мы пытаемся обнять весь мир, берёмся за неподъёмную ношу, под которой у нас тут же подкашиваются колени — потому что оценили себя выше тех достоинств, которые у нас имеются. Но в этом есть свои плюсы: таким образом происходит стяжание нищеты духа.

Итак, подытожим: чтобы стяжать нищету духа, надо всегда иметь перед собой духовные эталоны — Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов, святых. Нужно знать, что мешает нам быть похожими на них: это могут быть слава, самолюбие, гордыня — всё, что идёт в ущерб нашей духовной красоте. Наконец, следует определить добродетели, в которых надо возрастать. На этом пути очень помогут труды святых отцов. Поскольку заповеди блаженства — это основание всех добродетелей, то таких трудов очень много. Каждый, кто хочет в них разобраться или изучить более детально, найдёт подходящие для его ума и сердца. Надо начать читать, и если зацепило, если не хочется закрыть книгу — значит, это то, что нужно.