Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Схима: вид, образ или «схема» ангела

«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени – великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω – иметь, сдерживать. Получается, что схема – это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! – где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Схима монашеская — что это и для чего

Схима монашеская: что это?

Верующие Православной Церкви делятся на церковнослужителей (духовенство) и мирян. Отдельную категорию составляют монахи, которые отличаются и от тех и от других. Монашество — не священнический сан, монахи не всегда являются священниками. Принявшие монашество еще именуются иноками, то есть ведущие иной образ жизни. Некоторых монахов называют схимниками. В связи с этим нередко возникают вопросы: что такое схима?Схимники — это кто? Чем они отличаются от монастырской братии? И вообще, схима монашеская — что это?

Схимник — это кто?

Каждый христианин самостоятельно выбирает свой путь к духовному спасению. Это может быть и супружеская жизнь в христианском браке, и целомудренная безбрачная жизнь (монашество).

Как отдельный вид христианской жизни монашество оформилось в 4 веке в Египте. К этому времени относится появление первых монашеских общин. Их участники вели образ жизни, который отличался от поведения остальных верующих. Отличия этих отшельников относились как к внутренним изменениям (постоянная молитва, смирение), так и к внешним атрибутам (например, особое одеяние монаха). В греческом языке «схима» означает «образ». Первоначально такое понятие относилось только к одежде. Со временем схимой стали называть само монашество. Поэтому схимник — это монах, давших обеты (обещания) послушания, нестяжания и целомудрия.

«Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу, устремленность к святости, к Богу, отказ от всего, что удерживает на земле и препятствует вознестись на небо. Одиночество есть неполнота, ущербность, в браке оно преодолевается обретением другого. В монашестве этот другой – Сам Бог» (митрополит Волоколамский Иларион Алфеев).

Степени монашества

В Православной Церкви монашество делится на рясофор и схиму.

Рясофорный монах (с греческого — «носящий рясу») — это послушник. При посвящении в рясофор читаются определенные молитвы, крестообразно стригуться волосы. Однако посвящаемый в рясофор не дает монашеские обеты, ему не всегда даже меняют имя. С момента пострига рясофорный монах готовится принять схиму.

В Русском Православии выделяется низшая и высшая степень схимы: малая (мантийная) и великая. Но если речь идет о схиме, не уточняя какой, то в настоящее время подразумевается великая схима.

Малая схима

Во время пострижения в малую схиму новопостриженный приносит обеты (обещания) соблюдать послушание, нестяжание и целомудрие. Святые Отцы считают, что во время пострига монаху дается особая благодать, это своего рода второе крещение. При постриге человеку дается новое имя.

Внешне монахи малой схимы отличаются своим облачением, которое имеет символическое значение. Облачение малой схимы: хитон, параман, ряса, мантия, клобук, сандалии.

Ряса является повседневной верхней длинной одеждой, имеющей длинные широкие рукава. Ее черный цвет символизирует внутренний покой, бесстрастие и отрешение от мирской суеты.

Хитон представляет собой одежду из грубой ткани. Его носят под рясой. Это символ вольной нищеты и нестяжания.

Параманом называется квадратный плат с изображением креста и с написанными словами:

“Аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Послание к галатам апостола Павла, 6:17).

Параман носится на теле под одеждой. По его углам пришиты четыре шнура. Эти шнуры на спине образуется четырёхугольник, а спереди — крест. Духовный смысл парамана — непрестанное напоминание монаху о желании следовать за Христом:

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, 8:34).

Мантия, сандалии, четки

Для торжественных случаев монах надевает мантию — длинный плащ без рукавов. Просторная мантия — это как бы ангельские крылья, которые напоминают о готовности монаха на совершение Божьего дела.

«Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать» (архиепископ Антоний Голынский-Михайловский, 1889-1976).

Клобук — это монашеский головной убор, имеющий форму расширенного кверху цилиндра. Его называют духовным «шлемом спасения» и «покрывалом послушания».

При постриге монах надевает сандалии, чтобы он, по словам святителя Симеона Фессалоникийского (14-15 век),

«неуклонно поспешал по пути евангельскому, как бы бежал горe, где он сподобится назначенной нам жизни небесной».

Также монахи всегда имеют при себе четки для непрестанного творения молитвы. Это их духовный меч. Преподобный Паисий Святогорец (1924-1994) называл четки «оружием против диавола».

«Есть такие моторы, для запуска которых используется веревка с ручкой на конце; так что, когда хочешь завести мотор, берешь веревку и несколько раз с силой дергаешь ее, пока не разойдется застывшее масло. Так же и четки — это веревка, за которую мы дергаем один, два, пять, десять раз; расходится масло и запускается духовный мотор непрестанной молитвы, так что потом сердце само работает в молитве» (преподобный Паисий Святогорец).

Великая схима

Великая схима в Православии — высшая степень монашества. Даются те же обеты как для малой схимы, но их исполнение является более строгим. Это предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения со Творцом. Монахам великой схимы еще раз меняется имя. Их называют великосхимниками. В монастырях они как правило живут отдельно от остальной братии. Они несут только послушания служения на Литургии и духовничества. Если епископ принимает великую схиму, то он удаляются от управления епархией. Великосхимники носят хитон, аналав, рясу, мантию, куколь, четки, сандалии.

Читайте также  День ангела Антона по церковному календарю

Аналав — небольшой четырехугольный плат с изображением страстей Господних. Символически аналав свидетельствует о полной смерти для мира и всего мирского.

Отличительной деталью одежды великосхимники является головной убор — куколь. Это черный остроконечный капюшон с изображениями крестов, серафимов и текстом Трисвятого. Его две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Куколь является напоминанием о необходимости иметь младенческое незлобие во свидетельство слов Господа: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 18:3). Также куколь символизирует благодать Божию, покрывающую ум монашествующего и помогающая ему бороться со страстями.

Известные схимонахи

Антоний Печерский

Основоположником русского монашества является основатель Киево-Печерского монастыря преподобный Антоний Печерский (10-11 век). В Русской Православной Церкви он почитается как «начальник всех русских монахов». С юных лет у преподобного появилось вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни. Монашеский постриг он принял на Афоне (Греция). Вернувшись на Русь, он поселился на берегу реки Днепр под Киевом, где вел отшельнический (одинокий) образ жизни. К нему стали собираться ученики, образовалась монашеская община. По его благословению был построен каменный Успенский Собор.

Мощи преподобного Антония находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря. На иконах преподобный Антоний Печерский изображается в облачении великосхимника. По греческой традиции монашеский постриг бывает только двух степеней: рясофор и следующий за ним монашеский постриг, при котором дается сразу обеты великой схимы.

Амвросий Оптинский

В 19 веке широкую известность имел схимонах Авмросий Оптинский (1812-1891), в миру Александр Михайлович Гренков. Родом он был из Тамбовской губернии. Учась в духовной семинарии, во время тяжёлой болезни дал обет уйти в монастырь. Однако по окончании семинарии сначала стал работать учителем в семье помещика, а затем преподавал в духовном училище.

Во время повторения болезни, преподобный посетил Троице-Сергиеву Лавру (Московская область), где от старца получил указание идти в Оптину пустынь (Калужская область). Там он в 1841 году был пострижен в рясофор, а в 1842 году принял малую схиму с именем Амвросий. В 1848 году его здоровье сильно ослабло. Было принято решение о постриге в великую схиму без изменения имени. Прославился преподобный Амвросий как прозорливый старец, который помог многим людям. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.

Серафим Вырицкий

Одним из известных схимонахов 20 века является преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949), в миру Василий Николаевич Муравьев. В мирской жизни он был крупным мехоторговцем, имел семью. Затем по совместному согласию они с женой ушли в монастырь: Василий — в Александро-Невскую Лавру (Санкт-Петербург) с именем Варнава, Ольга — в Воскресенский Новодевичий монастырь (Санкт-Петербург) с именем Христина.

В 1926 году преподобный принял схиму с именем Серафима. Долгое время он был духовником Александро-Невской Лавры. По состоянию здоровья ему пришлось переехать в поселок Вырицу (Ленинградская область), отчего он и известен как Вырицкий. К нему за советом и молитвенной помощью приезжали многие верующие. В 2000 году Русская Православная Церковь прославила его в лике святых.

Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

Чем отличается священник от монаха, и кто таковая схимница? У моей знакомой отпрыск решил предназначить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Дама очень переживала за разлуку с единственным отпрыском, и я решила выяснить о посвящениях в монахи подробнее. Схимник — это крайняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но поначалу неофит просто живет при монастыре и является послушником. Почему православные христиане стают монахами, что вдохновляет отрекаться от мира? О этом я расскажу для вас в статье.

История монашества

В старину схимников называли отшельниками либо пустынниками, потому что они жили поначалу в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях. Но со временем затвор закончил быть неотклонимым условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежке, потому и заглавие «схима» относилось конкретно к одежке. Потом к одежке и аскетическому виду жизни прибавились обеты.

В наши деньки великосхимника реально отличить по особенной остроконечной шапочке, которая именуется куколь.

1-ые монахи возникли в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эпохи. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе. 1-ые христиане практически соображали заповеди Христа и напутствия апостолов, потому отрекались от мирской суеты на сто процентов. По воззрению первых христиан мир заполнен злом, а источником зла является бренное тело. Конкретно тело поддается бессчетным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

Монах воспринимал на себя обеты:

  • нестяжания (бедности);
  • целомудрия (безбрачия);
  • повиновения (отказ от своей воли).

    Обет нестяжания подразумевает полный отказ от какой-нибудь принадлежности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольческий отказ от всех вещей мира, поэтому что они стают ненадобными. Это утрата всякого энтузиазма к земным вещам из-за их ненадобности. Монах пользуется вещами лишь по последней необходимости.

    Обет безбрачия не попросту подразумевает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола совершенно. Другими словами, для человека имеет значение лишь душа, а она пола не имеет.

    Обет повиновения обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается лишь одно желание — повсевременно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в безоговорочном повиновении настоятелю монастыря. Но безоговорочное повиновение подразумевает не безропотное послушание против своей воли, а удовлетворенное служение.

    1-ые монахи уходили в пещеры либо пустынные места, чтоб проживать вдалеке от мирских соблазнов. С течением времени они стали создавать монашеские общины — монастыри. Они воспринимали новейших членов общины и проводили их через тесты, чтоб проверить твердость намерения жизни во Христе. Тесты подразумевали полное повиновение и отречение от своей воли.

    Монашество на Руси

    На Руси монахов назвали иноками. Это российское заглавие, образованное от слова «другой». Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за темного цвета одежки). Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Поэтому что он терял для их свою привлекательность и смысл. 1-ые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в собственный «райский уголок». Пещера для их являлась райскими кущами, заполненными благодатью и особенным смыслом.

    Если человек чувствует снутри себя особую близость к богу, он воспринимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

  • рясофор (инок);
  • малая схима;
  • величавая схима.

    При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово «ряса» переводится как «ветхая, потертая». Но рясофор может и не получить новейшего имени.

    Одним из первых узнаваемых монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.

    Малая схима подразумевает получение новейшего духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и повиновения. Малосхимника реально отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет грозного аскетизма.

    У монаха схимника возникают новейшие святые покровители, их намного больше, чем у обычного верующего либо рясофора.

    Величавая схима — это самая высочайшая ступень монашеского посвящения, достигнуть которой может не любой монах. Величавая схима подразумевает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Величавую схиму именуют Величавым Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но должен их делать в наиболее грозной форме. Также при Величавой Схиме дают новое духовное имя.

    Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:

    Почему схиму именуют ангельским образом? Поэтому что постригающиеся получают подобие ангелов, потому что на сто процентов отрекаются от мира (вроде бы погибают для него). Они избрали стать схожими ангелам, на сто процентов потерять контакты с миром людей ради общения с богом.

    Благодать схимы называется святыми отцами вторым крещением.

    Для что схимонах получает новое имя? Поэтому что он погибает для земного мира и рождается для новейшего — горнего. Новое имя монах слышит в первый раз при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах понимает себя совсем остальным человеком.

    Читайте также  Славянская руна Мир символ cудьбы и вселенной

    Служение схимников

    Чем отличается повиновение схимников от повиновения рясофоров? У их остается лишь одно повиновение — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, не считая молитвенного служения. Рясофор делает в монастыре различные работы вровень с трудниками (живущими в обители работниками). Он проходит собственного рода искус — испытание на выдержку.

    Опосля того как искус пройден удачно, начинаются посвящения. Поначалу человека постригают в иноки, потом в схимники. Эти посвящения различаются друг от друга числом даваемых обетов и чертами аскетического поведения. Схимники на сто процентов оставляют все земные дела и заботы, чтоб предназначить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, потому что дозволяет соединяться духом с Господом.

    Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в собственной жизни виду Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым основным и весомым в их жизни. Все другое блекнет по сопоставлению со светом Господа и его благодатью.

    Но период послушничества может растянуться на почти все годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Поэтому что монашество — это не выбор человека, а призвание. Если настоятель монастыря не лицезреет призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек быть может на сто процентов уверен в собственном избрании, но через пару лет может и усомниться в этом. Поэтому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен найти истинность целей и выбора пути послушника.

    Степени монашества и чины пострижения

    Святая Православная Церковь в монашеском подвиге различает три состояния или степени:

    1. Приготовление к подвигу — послушничество,
    2. Самый подвиг — собственно монашество,
    3. Высшее исполнение подвига — схимничество.

    Первая степень есть состояние испытания, которому подвергают тех послушников, которые готовятся к принятию самого подвига, то есть пострига в монашество.

    Перед постригом недреманно каждый должен пройти самое строгое испытание, чтобы удостовериться в искренности и твердости принятого решения.

    В монастыре новоначальные живут по многу лет послушниками. Они постепенно изучают все, что должен знать каждый монах, выполняют назначенное им молитвенное правило и усердно выполняют ту работу, которую поручают им делать. Так и миряне, желающие принять подвиг монашества, должны постепенно изучать все, что касается монашества, и по мере своих возможностей выполнять молитвенное правило, назначенное духовным отцом, а также добросовестно трудиться на общем послушании. И если Господу будет угодно, то придет время, когда усердный послушник воспримет подвиг и по лестнице добродетелей будет восходить все выше и выше. Вот и ваша племянница, боголюбивая матушка Д., если только она действительно имеет призвание к такой жизни, то пусть она пока трудится и очищает сердце от грехов. А дальше Господь Сам управит ее жизнь во спасение.

    Итак, монашествующие первой степени называются послушниками, или новоначальниками.

    Монашествующие второй степени называются малосхимниками, или совершенными.

    Третью степень составляют великосхимники, или совершеннейшие.

    Вступление в монашество и степени его Церковь освящает своими молитвами и священнодействиями. Основное действие при постриге — это пострижение власов, чем обряд этот напоминает собой Таинство Крещения. Таинству Крещения он подобен еще по величию своему и богатству излияния Святаго Духа на человека, а также и тем, что при крещении нарекают христианское имя и при крещении надевается крест, и при постриге надевают два креста: один большой деревянный на грудь и другой (параман) на спину, а третий крест дается в руку. Как Таинство Крещения вводит (рождает) в новую благодатную жизнь, так постриг в монашество вводит человека в совершеннейший образ христианской жизни, поэтому постриг и называют вторым крещением.

    Постриг обычно бывает за Литургией, изредка за вечерним богослужением. Существует три чина (обряда) пострижения:

    1. В рясофор.
    2. В мантию.
    3. В схиму.

    1-й чин называется последованием во одеяние рясы и камилавки.
    2-й чин называется последованием малой схимы.
    3-й чин называется последованием великой схимы. Третий чин установлен преподобным Пахомием Великим, до него было только два чина пострижения.

    Самый короткий обряд, без произнесения обетов, это постриг в рясофор. После установленных молитв совершается крестообразное пострижение посвящаемого и на него одевают рясу и камилавку. Такой инок называется рясофорным, или рясоносцем.

    Постриг в малую схиму продолжительный. Он делится на две части: оглашение и самое пострижение. В первую часть входит: увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты, молитва и наречение имени; во второй части совершается самое пострижение и облачение.

    Обряд пострижения совершается таким образом. При чтении часов постригаемый выводится из храма в притвор. Здесь он снимает с себя все обычные одежды и обувь и одевает власяницу (хитон). После малого входа, при пении тропаря «Объятия Отча отверсти ми потщися» постригаемый вводится в храм и при этом он трижды приклоняется, распинаясь на земле, в трех местах храма. Приводится он к Царским вратам, где на аналое лежит крест и Евангелие. Игумен выходит из Царских врат и говорит: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении грехами». Потом испытывает его в твердости и добровольности при намерении принять подвиг иночества многими вопросами:
    1. Пребудешь ли в монастыре и в постничестве даже до последнего твоего издыхания?
    2. Сохранишь ли даже до смерти послушание к настоятелю и ко всей во Христе братии?
    3. Претерпишь ли всякую скорбь и тесноту монашеского жития Царствия ради Небесного?
    4. Сохранишь ли себя в девстве и целомудрии и благоговении?

    На все вопросы постригаемый отвечает: ей, Богу содействующу.

    Затем постригаемый наставляется (оглашается) в правилах совершеннейшего жития. Игумен говорит, что ему надо очистить себя от всякой скверны плоти и духа, стяжать смиренномудрие, отложить дерзость житейского обычая, пребыть в молитве терпеливым, не расслабляться и в посте, не лениться в бдениях.

    И еще говорит:
    — Подобает тебе, начавшему путь, ведущий в Царство Небесное, не возвратиться вспять (назад), иначе не будешь управлен в Царство Небесное. Да не предпочтешь что-либо Богу, не возлюбишь ни отца, ни мать, ни братий, ни иных кого-либо от своих, ни даже самого себя да не возлюбишь больше Бога ни все царства мира, ни покоя, или чести.

    Постригаемый с клятвою заверяет исполнить обеты монашества. Тогда игумен кладет на голову коленопреклоненного инока Евангелие и молится, чтобы Господь оградил постригаемого силою Святаго Духа и даровал ему терпение. Потом трижды на Евангелие кладет ножницы и повелевает подать их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Затем игумен крестообразно постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя. После пострижения посвящаемый облачается в иные одежды: хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку и клобук, сандалии и получает вервицу (четки).

    После молитвы и ектении о новопостриженном после чтения Апостола (Еф. 6:10-17) и Евангелия (Мф. 10:37-38; 11:28-30) иноку вручается крест в напоминание подъятия им креста и последования за Христом (Мф. 8:34) и зажженная свеча с указанием на учение о свете добрых дел (Мф. 5:14). Потом бывает целование постриженного и отпуст.

    Все одежды монаха имеют отношение ко всеоружию Божию, в которое он облекается для духовной брани (борьбы) против мира, плоти и дьявола.

    Власяница (хитон) напоминает обет добровольной нищеты.

    Параман — четырехугольный плат с изображением креста и орудий страданий Господа Иисуса Христа. На нем написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». Дается он иноку в постоянное напоминание о принятии благого Христова ига и в обуздание всех похотей и плотских пожеланий. Носится он на спине (хребте).

    Ряса при облачении называется ризою радования, так как она дается в напоминание обета послушания, которое вводит в блаженную жизнь вечную.

    Пояс кожаный возлагается на чресла инока в знаменование препоясания силою истины, в умерщвлении плоти и обновлении духа.

    Мантия (паллий) обозначает силу Божию, покрывающую и охраняющую инока. Эта одежда называется ангельскою, а облачение в мантию называется обручением великого ангельского образа.

    Клобук (наглавник) называется шлемом надежды спасения, так как инок, подобно воину, надевает его, чтобы спастись от врагов, которые представляются в соблазнах мира.
    Новопостриженный монах снимает клобук в шестой день после пострижения. Пять дней он безвыходно молится в храме, ежедневно приобщается Святых Животворящих Христовых Таин, потом его отводят в келью.

    Сандалии указывают, что инок должен быть готовым на благое послушание и всякое дело благое и должен быть осторожен, чтобы не преткнуться и не быть угрызенным от злых помыслов.

    Четки (вервица) даются для совершения молитвенного правила. Они символически указывают иноку на всегдашнее пребывание в подвиге молитвы и называются мечом духовным.

    Пострижение в великую схиму совершается так же, как и в мантию, только этот чин пострижения отличается большею продолжительностью и торжественностью. К тому же при постриге в схиму отречение от мира выражено еще сильнее: произносится обет полного отречения от мира. Игумен спрашивает:
    — Отрекаешься ли ты вторично мира и того, что в мире, по заповеди Господней?

    Потом игумен говорит такие слова:
    — Отречение есть не что иное, как обещание креста и смерти. Знай себя от нынешнего дня распятым и умерщвленным миру совершеннейшим отречением, ибо ты отрекаешься от родителей, братий, жены, родства, содружества обычного, отрекаешься от мирского мятежа, попечений, стяжаний имений, тщетной и суетной славы. и своей души. Приготовься ко всему скорбному и болезненному, что заключено в радостворном по Богу житии. Будешь алкать и жаждать, нагствовать, терпеть укоризны и досаждения, уничижения, и изгнания. и когда все это претерпишь, то радуйся, ибо велика твоя награда на небесах.

    Итак, постриг в схиму есть образ смерти для земной жизни и предначатие жизни горней. При постриге в схиму посвящаемый получает новое имя и облекается в схимнические одежды: кукуль и аналав.

    Читайте также  Финансовый ритуал на цветок

    Кукуль — это головное покрывало, соответствующее клобуку монахов. Он кругом покрывает голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен пятью крестами, расположенными на челе, на груди, плечах и спине. Кукуль, как и клобук, символически знаменует шлем спасительного упования и указывает на высшую степень совершенства — беззлобие, равное младенчеству.

    В восьмой день после пострижения великосхимник снимает кукуль и потом надевает его без повторного благословения настоятеля.

    Аналав соответствует параману, но он украшен многими крестами и имеет вид широкой, длинной полосы с прорезью на середине. Одевается через голову и носится на груди и спине.

    Украшение кукуля и аналава крестами означает образ жития крестоносного.

    Чин пострижения составлен святыми отцами по внушению Духа Святаго. В нем нет ни одного слова, написанного зря. Но многие только отчасти улавливают или догадываются о том, к чему призывается человек, потому что вся сила этих слов заключается в опыте жизни, причем в опыте не лукавом, но искреннем.

    Чтобы лучше представить весь смысл и дух монашества, перейду к раскрытию духовного содержания каждого из трех основных обетов: послушания, нестяжания и девства или целомудрия.

    Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока

    Чем отличается священник от монаха, и кто такая схимница? У моей знакомой сын решил посвятить свою жизнь Христу и ушел в монастырь. Женщина сильно переживала за разлуку с единственным сыном, и я решила узнать о посвящениях в монахи подробнее. Схимник — это последняя и наивысшая ступень посвящения и отречения от мира, но сначала неофит просто живет при монастыре и является послушником. Почему православные христиане становятся монахами, что побуждает отрекаться от мира? Об этом я расскажу вам в статье.

    История монашества

    В старину схимников называли отшельниками или пустынниками, так как они жили сначала в пустыне. В V веке отшельничество сменилось затвором, и монахи стали жить в монастырях. Но с течением времени затвор перестал быть обязательным условием схимничества. Отличить схимника можно было по одежде, поэтому и название схима относилось именно к одежде. Впоследствии к одежде и аскетическому образу жизни прибавились обеты.

    В наши дни великосхимника можно отличить по особой остроконечной шапочке, которая называется куколь.

    Первые монахи появились в Сирии и Египте в IV и III веках нашей эры. Целью монашества было обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане буквально понимали заповеди Христа и напутствия апостолов, поэтому отрекались от мирской суеты полностью. По мнению первых христиан мир наполнен злом, а источником зла является бренное тело. Именно тело поддается многочисленным соблазнам, которые можно преодолеть постом и молитвой.

    Монах принимал на себя обеты:

    1. нестяжания (бедности);
    2. целомудрия (безбрачия);
    3. послушания (отказ от собственной воли).

    Обет нестяжания предполагает полный отказ от какой-либо собственности. Монаху не принадлежит даже пишущая ручка, у него ничего нет. Это добровольный отказ от всех вещей мира, потому что они становятся ненужными. Это утрата всякого интереса к земным вещам по причине их ненадобности. Монах пользуется вещами только по крайней необходимости.

    Обет безбрачия не просто предполагает отказ от совместной жизни с супругом (ой), но отрицание пола вообще. То есть, для человека имеет значение только душа, а она пола не имеет.

    Обет послушания обозначает, что у человека больше нет собственных желаний. Остается только одно желание — постоянно пребывать с Господом. В монастырской жизни обет реализуется в беспрекословном послушании настоятелю монастыря. Однако беспрекословное послушание предполагает не безропотное повиновение против собственной воли, а радостное служение.

    Первые монахи уходили в пещеры или пустынные места, чтобы проживать вдали от мирских соблазнов. Со временем они стали образовывать монашеские общины — монастыри. Они принимали новых членов общины и проводили их через испытания, чтобы проверить твердость намерения жизни во Христе. Испытания предполагали полное послушание и отречение от собственной воли.

    Монашество на Руси

    На Руси монахов именовали иноками. Это русское название, образованное от слова иной. Также монахов и монахинь называли чернецом и черницей (из-за черного цвета одежды). Почему люди на Руси уходили добровольно в монахи и отрекались от мира? Потому что он терял для них свою привлекательность и смысл. Первые монахи были отшельниками и пустынниками, они добровольно уходили от людей в свой райский уголок. Пещера для них являлась райскими кущами, наполненными благодатью и особым смыслом.

    Если человек ощущает внутри себя особенную близость к богу, он принимает решение уйти в монастырь на служение. Монашество имеет три ступени посвящения:

    При пострижении в иноки монашеского обета не произносят, это степень послушника в монастыре. Инок готовится к постригу в схимники, он изучает божье слово и осваивает азы монашества. Послушник получает право носить рясу, которая символизирует покаяние и плач, а также отречение от мирской суеты. Дословно с греческого слово ряса переводится как ветхая, потертая. Однако рясофор может и не получить нового имени.

    Одним из первых известных монахов на Руси был Антоний Печерский, основавший Киево-Печерский монастырь.

    Малая схима предполагает получение нового духовного имени, монах дает обет бедности (нестяжания), девства и послушания. Малосхимника можно отличить от рясофора наличием специальной накидки без рукавов (мантии), которая одевается поверх рясы. С момента пострига в малую схиму монах дает обет сурового аскетизма.

    У монаха схимника появляются новые святые покровители, их намного больше, чем у простого верующего или рясофора.

    Великая схима — это самая высокая ступень монашеского посвящения, достичь которой может не каждый монах. Великая схима предполагает полное отчуждение от мирской жизни ради единения с Христом. Великую схиму называют Великим Ангельским Образом. Монах произносит те же обеты, но обязан их выполнять в более суровой форме. Также при Великой Схиме дают новое духовное имя.

    Преподобный Нил Мироточивый о монашестве:

    Почему схиму называют ангельским образом? Потому что постригающиеся приобретают подобие ангелов, так как полностью отрекаются от мира (как бы умирают для него). Они выбрали стать подобными ангелам, полностью утратить контакты с миром людей ради общения с богом.

    Благодать схимы именуется святыми отцами вторым крещением.

    Для чего схимонах получает новое имя? Потому что он умирает для земного мира и рождается для нового — горнего. Новое имя монах слышит впервые при пострижении, его дает духовный наставник. Получив новое имя, монах осознает себя совершенно другим человеком.

    Служение схимников

    Чем отличается послушание схимников от послушания рясофоров? У них остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. Одним словом, великосхимники не занимаются ничем, кроме молитвенного служения. Рясофор выполняет в монастыре разные работы наравне с трудниками (проживающими в обители работниками). Он проходит своего рода искус — испытание на выдержку.

    После того как искус пройден успешно, начинаются посвящения. Сначала человека постригают в иноки, затем в схимники. Эти посвящения отличаются друг от друга числом даваемых обетов и особенностями аскетического поведения. Схимники полностью оставляют все земные дела и заботы, чтобы посвятить себя молитве. Молитва в христианстве является высшей добродетелью, так как позволяет соединяться духом с Господом.

    Схимонах и схимонахиня стараются во всем уподобиться в своей жизни образу Богочеловека — Иисуса Христа. Это является самым главным и значимым в их жизни. Все остальное меркнет по сравнению со светом Господа и его благодатью.

    Однако период послушничества может растянуться на многие годы, и человек может умереть послушником. Почему так происходит? Потому что монашество — это не выбор человека, а призвание. Если настоятель монастыря не видит призвания у человека, постриг так и не состоится. Человек может быть полностью уверен в своем избрании, но через несколько лет может и усомниться в этом. Потому ответственность за постриг ложится на настоятеля монастыря, который должен определить истинность намерений и выбора пути послушника.