Почему так опасна страсть чревоугодия

О страсти чревоугодия

Босх. Страсть чревоугодия

Грех Адама, передающийся от поколения к поколению, заключает в себе потенциал всех человеческих грехов. Святые отцы, прошедшие многолетний опыт аскезы, видели глубины человеческой души – этого тайника, где зарождаются мысли и желания. Из сложной мозаики грехов они выделили и описали восемь главных страстей – восемь язв души, восемь рек мертвой воды, текущих из ада, от которых как ручейки и потоки берут начало остальные грехи. Русла этих рек словно меридианы опоясывают землю, а их истоки и устья соединяются в преисподней.

Восемь страстей связаны друг с другом как звенья цепи, которой диавол оковывает людей и влечет за собой как победитель пленников. Это восемь глав гидры, с которой должен вступить в борьбу каждый христианин; это невидимая сеть, в которую сатана уже восьмое тысячелетие стремится поймать, как зверолов добычу, земной шар.

Первое звено этой цепи – чревоугодие. Многим людям оно кажется невинной слабостью, не внушающей особого опасения, тем более что последствия этого греха, как струпья проказы, проявляются не сразу, а спустя годы. Но надо помнить, что после грехопадения Адама, нарушилась гармония между душой и телом человека. Тело – инструмент души и органическая часть человеческой личности – стало субстратом страстей и похоти. Тело – рабыня духа. Эта рабыня, будучи обласкана душой, захотела повелевать ей. Она, как Ева Адама, то обольщает ум мнимой сладостью страстей, а сердце очаровывает темной мистерией греха, то, как мятежник восстает против духа, стараясь свергнуть его с престола и самой стать царицей человеческой тримерии – духа, души и тела.

Тело – это злой друг и добрый враг. Без тела не формируется человеческая личность. Без тела дух и душа не могут проявить себя вовне через слова и деяния. Лукавая плоть всегда готова предать душу диаволу за медные гроши низменных наслаждений – как Иуда за тридцать сребреников продал на смерть своего Учителя. Тело – коварный спутник души на тернистом пути к небесному царству, который то покорно следует за ней, то старается увлечь ее на широкую, выложенную камнем дорогу, ведущую к вечной смерти. Можно сравнить душу и тело с всадником и диким конем: если всадник ослабит удила, то конь помчится, куда глядят глаза, и оба свалятся в яму.

Чревоугодие – победа тела над духом; это широкое поле, на котором бурно растут все страсти; это первая ступень отвесной, скользкой лестницы, ведущей в преисподнюю. В библейской Книге Бытия написано, что Бог взглянул на землю и увидел, что все люди плоть, и Дух Его не может пребывать в них. Допотопное человечество не выполнило своего предназначения: плотское начало победило духовное, как бы поглотило его. Это был триумф плоти, который стал началом конца. Человечество не только погрузилось в болото материальности, но забыло Бога; став земным прахом, оно воздвигло себе из праха идолов – новых мертвых богов. По всей земле стало распространяться как чума идолопоклонение, волшебство, магия, разврат и людоедство. Культ плоти превратил историю человечества в бесконечную оргию. Уже до всемирного потопа человечество духовно погибло в потопе своих страстей. Всемирный потоп только как могильщик вырыл общую могилу для мертвецов и сделал дно океана кладбищем всякой плоти. Тела чревоугодников поглотило морское чрево, а души демоноугодников – ненасытное чрево преисподней.

История повторяется. Господь сравнил времена Ноя с последним временем. Снова плоть начинает торжествовать над духом, а демон – над плотью, растлевая, развращая ее, и всячески глумясь над ней.

Чревоугодие уродует человека. При виде чревоугодника невольно вспоминается рынок, где висят окровавленные туши животных, привезенных с бойни. Кажется, что тело чревоугодника висит на его костях, как ободранные туши на железных крюках.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном. Его чрево, как свинцовая гиря, тянет оземленную душу вниз. Особенно остро ощущает такой человек свою немощь во время молитвы. Ум не может войти в молитвенные слова, как тупой нож – резать хлеб. В этом смысле чревоугодие – постоянное предательство своей молитвы.

Следует отметить, что чревоугодие помрачает также интеллектуальные и творческие силы человека. Почти никто из выдающихся поэтов и художников не отличался чревоугодием и не имел тела, напоминающего пивную бочку. Как на исключение можно указать на поэта Апухтина, похожего на картину Гаргантюа. Однажды ребенок, увидев в своем доме среди гостей Апухтина, удивленно закричал: «Мама, что это за человекообразное существо!».

Нередко чревоугодник, уставший от груза собственного тела, доводящего до одышки и изнеможения, и от необходимости постоянно преодолевать как преграду размеры собственного живота, когда необходимо нагнуться, чтобы поднять вещь с пола или завязать шнурки на туфлях, решает объявить войну бесу чревоугодия и уничтожить как врага собственный жир. Он выписывает диеты из журналов, и объявляет своим близким, что скоро его фигура будет походить не на фламандскую живопись, а на статую Аполлона. Однако такой чревоугодник, севший на диету, чаще всего оказывается в роли гладиатора, который без оружия вступил в схватку с диким зверем: в первую минуту он еще сопротивляется, но затем падает, растерзанный когтями и клыками хищника. Первое время чревоугодник придерживается строгой диеты и смотрит на окружающих победоносно, как Геракл после очередного подвига, но затем, не выдержав скребущей боли в желудке, набрасывается на пищу, словно хочет наверстать упущенное.

В чревоугодии можно различить две страсти: чревобесие и гортанобесие. Чревобесие – это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева, которое без разбора поглощает пищу, как голодная гиена добычу. Желудок такого человека подобен мешку, куда скупой хозяин запихивает без разбора вещи, собираясь в дальнюю дорогу, а затем с трудом волочит ненужный груз.

Гортанобесие – постоянное желание лакомой и изысканной пищи, это сладострастие гортани. Человек должен есть, чтобы жить, а здесь он живет, чтобы есть. Он заранее составляет меню с таким озабоченным видом, как будто решает ребус или математическую задачу. Он тратит на лакомства все деньги, как игрок в азарте проигрывает свое состояние.

Есть еще другие виды чревоугодия, это: тайноядение – стремление скрыть свой порок; раноядение – когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода; поспешное ядение – человек старается быстро наполнить чрево и глотает пищу не разжевывая, словно индюк; несоблюдение постов, употребление из-за похоти гортани вредных для здоровья продуктов. Древние аскеты считали чревоугодием также чрезмерное употребление воды.

Как избавиться от чревоугодия? Вот несколько советов. Перед трапезой надо втайне помолиться, чтобы Господь дал воздержание и помог положить предел домоганиям чрева и гортани; помнить, что наше тело, падкое до пищи, рано или поздно само станет пищей для червей, взятое из земли – горстью земного праха; представить, во что превращается пища в чреве. Нужно мысленно определить для себя количество пищи, которую хотелось бы съесть, а затем отнять от нее четвертую часть и отложить в сторону. В первое время человек будет испытывать чувство голода, но когда организм привыкнет, то надо снова отнять от пищи четвертую часть – так советует преподобный Дорофей в своих поучениях. Здесь принцип постепенного уменьшения пищи до необходимого для жизни количества. Часто демон искушает человека, пугая, что от недостатка пищи он ослабеет и заболеет, не сможет работать и станет обузой для других. Домашние также будут волноваться и с тревогой смотреть в его тарелку, настойчиво убеждая, чтобы он поел побольше.

Святые отцы советуют вначале ограничить употребление пряной и раздражающей аппетит пищи, потом сладкой, услаждающей гортань, затем жирной, утучняющей тело. Следует есть не спеша – так скорее появляется чувство насыщения. Вставать с трапезы надо тогда, когда утолен первый голод, но еще хочется есть. В старое время был обычай трапезничать молча. Посторонние разговоры отвлекают внимание, и человек, увлекшись беседой, может машинально съесть все, что лежит на столе. Старцы также советовали во время еды читать Иисусову молитву.

Насчет меры употребления воды следует помнить, что жажда бывает естественная и ложная. Чтобы различить их, надо подержать во рту немного воды, не проглатывая ее: если жажда ложная, то она проходит, а если остается – то естественная.

Все страсти связаны друг с другом; их сочетание представляет собой как бы цветную мозаику или причудливые узоры ковра. Так чревоугодие может сочетаться со страстью гнева. У некоторых людей в состоянии гнева, и вообще волнения и тревоги, появляется желание что-нибудь жевать, чтобы отвлечь свои мысли; а так как гневливый человек почти всегда в волнении, то он привыкает постоянно класть пищу в рот. Чревоугодники оправдывают свою страсть психическим состоянием – стремлением выйти из стресса. Но в результате они приобретают не спокойствие, а лишние килограммы.

Чревоугодие иногда сочетается со скупостью. Такой человек готов поглощать испорченную, заплесневевшую пищу, только бы не выбросить ее. Скупые чревоугодники хранят продукты как реликвии, радуясь, что у них есть запасы на долгое время. Только когда продукты начинают портиться и гнить, тогда они решаются использовать их в пищу. Скупцы, угощая гостей, в душе ненавидят их как захватчиков, и переживают мучения за каждый съеденный кусок. Но сами они любят ходить к знакомым на обед, и даже составляют расписание – когда и к кому идти.

Чревоугодие, соединенное с тщеславием, порождает тайноядение. Тщеславный боится показаться обжорой. Он при людях ест воздержанно, но когда остается один, то спешит удовлетворить свою страсть. У него имеется заветное место, где он прячет пищу от посторонних глаз. Оглядываясь по сторонам и убедившись, что никого нет, он подходит к шкафу, как скупой рыцарь – к сундуку с сокровищами, достает еду и быстро пожирает ее. Надо сказать, что славянское слово «пожирать» означает «приносить жертву». Чревоугодник приносит жертву своему чреву как язычник идолу.

Читайте также  Присушка на продукты питания и напитки

Есть грехи, родственные чревоугодию, например трапеза без молитвы, ропот на пищу, злоупотребление алкоголем, непристойные шутки, сквернословие, брань, споры и ссоры во время еды. На такие застолья слетаются бесы, как мухи на мед, и оскверняют невидимыми нечистотами пищу.

Можно сказать, что грех чревоугодия представляет собой постепенное поедание телом души, в результате чего в человеке меркнет небесное, духовное начало, и он становится слепой плотью.

Почему так опасна страсть чревоугодия

Чревоугодие выступает ненормальной страстью к употреблению вкусных и вредных продуктов, а также несоблюдением постов. Грех чревоугодия представляет собой основную причину всех страстей, она предшествует всем остальным видам пороков и даже носит название «коренной страсти».

Чревоугодие проявляется в виде объядения, гортанобесия (сильного желания наслаждаться определёнными вкусами, гурманством, подменой постной продукции на соевые и другие со схожими свойствами во время поста, тягой к наркотика и алкоголю и тайноядением).

Грех чревоугодия нарушает 2-ю заповедь и выступает одной из разновидностей поклонения идолу. У обжор первое место отведено под чувственное наслаждение, и актуальными становится изречение апостола Павла «их божеством является чрево».

Добродетель — антипод чревоугодия – это умеренность с постничеством.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

В каких разновидностях проявляется чревоугодие

Существует несколько форм, в которых может проявляться чревоугодие, а именно:

  • человек испытывает желание потреблять слишком много пищи, гораздо больше, чем это нужно организму;
  • повышенное влечение к различным пищевым изыскам, гурманство;
  • желание принимать участие в застольях;
  • чувство избыточного влечения к спиртным напиткам;
  • чувство чрезмерного влечения к конкретным продуктам питания (сладкой пище, запечённой, напиткам с ароматизаторами, шоколаду и так далее);
  • не соблюдение постов;
  • тайноядение.

Чем чреват данный порок?

Отрицательное влияние греха чревоугодия воздействует как на душевное, так и на физиологическое состояние здоровья индивида.

В душевных вопросах чревоугодие коварно тем, что провоцирует различные иные греховные пороки – к примеру, уныние, блуд и другие.

Алкоголизм также представляет собой одну из вариаций чревоугодия. А оно чревато выполнением разных преступлений против Всевышнего и своих близких (лжи, ругательств, святотатства, богохульства, споров, вражды, краж, насилия, напад, разбоев и убийств).

Если не бороться со страстью, то она обязательно опустит человека на уровень идолопоклонничества.

А на физическом уровне патологическая тяга к еде вызывает серьёзные функциональные расстройства телесных систем и органов, многие тяжёлые патологии.

Священное Писание называет чревоугодие одним из самых вредных плотских страстей.

В чём разница между удовлетворением голода и чревоугодием?

Человек испытывает природную потребность в пище как в источнике энергии, который позволяет поддерживать нормальную жизнедеятельность тела. И если люди рассудительно, здраво и умеренно употребляют пищу, то в этом нет ничего плохого.

Порок чревоугодие начинает возникать тогда, когда человек слишком злоупотребляет удовлетворением данной потребности. Тогда страсть начинает извращать, преувеличивать природное желание, покоряет человеческую волю. Понять то, что страсть начала развиваться и покорять, можно по постоянному стремлению быть сытым.

Употребление еды по прихоти означает желание есть, которое не мотивируется физической потребностью. Но это не относится к редким желаниям человека вкусить именно сладкой, солёной, острой или копчённой пищи. Если такие желания не повторяются слишком часто, это говорит просто о нехватке в рационе какого-то вкуса.

Но регулярное желание употреблять какую-то конкретную пищу, причём делая это очень похотливо, выступает настоящей прихотью и делает человека рабом чревообъедения.

Как понять, что страсть полностью завладела личностью? Все его мысли напрочь заняты лишь думами о еде и желанием употреблять её, причём в больших количествах. Если человек будет бороться с данным пагубным стремлением и начнёт употреблять пищу умеренно, исходя из своих физических потребностей, то это нельзя будет отнести к чревообъедению.

Почему страсть чревоугодия является смертным грехом?

В 2003 году ведущими ассоциациями французских кафе и ресторанов было направлено обращение к Папе Римскому Иоанну Павлу Второму, в котором просили его убрать чревоугодие из списка грехов. Мотивировалось обращение тем, что нет ничего плохого в том, чтобы баловать себя с помощью изысканных блюд. Разве это греховно?

У многих людей может действительно возникнуть вопрос, по какой причине желание есть причислено к грехам? Ведь нас окружает множество вещей, которые призваны намного больше входить в «почётную семёрку», чем просто страсть к обжорству. Учёные называют голод своеобразным маяком, который сигнализирует о нехватке энергии в организме. Однако это кажется лишь на первый, очень невнимательный взгляд.

Основные человеческие пороки были определены Фомой Аквинским как источник грехов таким образом: «главный порок является таким, который обладает чрезвычайно желанной целью, так что в состоянии вожделения её индивид способен совершать различные грехи, берущие начало в этой страсти и выступающие их основной причиной».

Нашим далёким предкам не было известно понятие «дофамин», но они правильно отмечали, что «алчность человеческая безгранична». И если человек начинает удовлетворять нехватку положительных эмоций в своей жизни с помощью еды, тогда в его организме возникают серьёзные нарушения дофаминовой системы.

В основном эта система контролирует больше наказания, чем награды организма, которые проявляются в перекрывании дофамина. В подобных ситуациях наблюдается снижение дофамина (как, к примеру, когда человек голодает), и человек мотивируется тем самым к активным действиям.

Затем дофаминовая система ненадолго возвращает дофамин, и человек чувствует себя хорошо. Данный механизм будет работать при победах, к примеру, на спортивных соревнованиях, похвале или осуждении окружающих и так далее.

Когда показатели дофамина снижаются, человек подгоняется к достижению своей цели за счёт перенапряжения и стресса.

Поэтому, когда вы употребляете пищу, испытывая реальное чувство голода, работа дофаминовой системы не нарушается. Это не является чревоугодием. А как только вы начинаете есть с целью получить удовольствие, это станет классическим дофаминовым стимулятором.

Поэтому можно утверждать, что всё, что начинает стимулировать избыточное выделение дофамина, относится к чревоугодию. Пожалуй, наиболее популярной стимуляцией дофамина является повышенное употребление сладкого.

Сахар по-настоящему ничем не отличается от наркотических веществ и способен приводить к зависимости, особенно у тех, кто генетически либо социально предрасположен к ней.

Поэтому все те, кто привык постоянно кушать конфетки, печеньки или прочие виды сладостей, в действительности ничем не отличаются от заядлых курильщиков. Мозг человека в обоих случаях будет реагировать одинаково. Желание перекусывать выступает абсолютным аналогом желания выкурить сигарету или выпить бутылочку пива.

Вследствие серьёзного нарушения дофаминовой системы начинается деформация личности человека, как и в случае с настоящими наркоманами. Поэтому не стоит относиться к страсти чревоугодия легко и не придавать ей значительного внимания, ведь в действительности она очень опасна.

Как победить данный порок

Борьба с чревоугодием состоит как из духовных, аскетических, так и из психологических методов.

С любым грехом можно справиться исключительно с Божьей помощью, поэтому первое место в борьбе с чревоугодием отводится молитве и искреннему покаянию. Помимо этого, немаловажная роль отводится мобилизации воли, смирению, богоугодному труду и самодисциплине.

Также поможет устранить пагубную страсть следующее:

  • правильный рацион;
  • употребление максимально простой пищи;
  • завершение трапезы до того, как вы испытаете полное насыщение;
  • составление режима питания и желание его придерживаться;
  • отказ от лишних застолий;
  • соблюдение постов, установленных церковью;
  • отказ от употребления спиртных напитков.

В завершение темы рекомендуем к просмотру интересный тематический видеоматериал:

Страсть чревоугодия и способы борьбы с ней

Святой Иоанн Лествичник

О чревоугодии. Его современные проявления

Хотя многим людям разговор о чревоугодии кажется чем-то устаревшим и архаичным, эта страсть твердо живет в людях нашего времени. Правда, она может называться совсем другими словами, более современными и более привычными нашему уху. «Ожирение», «избыточный вес», «переедание», «нарушения пищевого поведения». Все это разные названия этого страшного недуга, который оставляет свой отпечаток как на душе, так и на теле человека.

Жизнь современных людей полна избытка пищи. Конечно, до сих пор существует множество бедных людей и бедных стран, где все совершенно иначе. Однако, суровая статистика свидетельствует, что в настоящее время каждый шестой житель нашей планеты страдает от ожирения. Никогда раньше людям не было доступно так много сортов пищи. Зайдите в любой супермаркет и вы легко убедитесь в том, как каждый раз продавцы придумывают новые способы представить свой товар в максимально привлекательном виде. И это в то время, когда производители делают свои блюда максимально свежими, порции за те же деньги — еще большими, а вкус более полным и насыщенным. С недавнего времени на смену натуральным приправам появились даже синтетические усилители вкуса, главной задачей которых является сделать вкусной даже вполне искусственную пищу, лишенной хоть какого-то вкуса до этого. Но и это еще не все. Наличие таких усилителей вкуса (эмульгаторов) в продуктах питания со временем вызывает у людей зависимость. Культ пищи, стимуляция человеческих гастрономических потребностей и предпочтений — еще один шаг к чревоугодию, которое став привычкой, вызывает ожирение и множество других болезней.

Ожирение и чрезмерное, безудержное увлечение едой — это дополнительная нагрузка на все системы организма, в первую очередь — сердечно-сосудистую систему. В результате это приводит к повышению артериального давления, возникновение аритмии, стенокардии и т.д. И бесспорно, это также создает невероятное нагрузки на желудочно-кишечный тракт, который вынужден теперь работать без отдыха, круглосуточно. Изменяется и эндокринная система, из-за чего происходит нарушение обмена веществ. В конце концов, можно заметить влияние чревоугодия и на функционирование мозга человека. После чрезмерной трапезы появляется лень, усталость, замедляются процессы мышления. Человек не может сконцентрироваться и заниматься делом настолько хорошо, как это делал только что, перед этим. «Сытое брюхо к молитве глухо». Именно поэтому, самоограничение и пост пост являются необходимой практикой аскетов всех мировых религий. А подвижники благочестия — православные монахи — прямо называются “постниками”, таким названием определяя характер своего основного служения — усмирение плоти с помощью ограничений в еде и прочих удовольствиях.

Читайте также  Мантра для обретения красоты и молодости

Употребление пищи в умеренных количествах для человека является жизненной необходимостью, потому как голод обусловлен биологически. Когда в крови человека нарушается баланс сахара, воды или другого важного вещества, то автоматически появляется импульс пополнить этот недостаток тем, что необходимо организму именно сейчас. Центры, которые регулируют процесс еды, находятся в особом отделе мозга — гипоталамусе. Отдельные его зоны отвечают за чувство голода, жажды и сытости. В нормальном состоянии эта слаженная система поддерживает существование нашего организма и вес на оптимальном, генетически фиксированном уровне.

Однако, пораженная грехом человеческая природа сделала возможным искажения и этой, совершенно нейтральной самой по себе, физиологической потребности. Так врачам известно, что при ослаблении пищевого влечения человек перестает чувствовать голод и жажду, вплоть до полного исчезновения аппетита. И наоборот — чревоугодие, употребление даже очевидно испорченной пищи, характерно для людей с врожденной или приобретенной умственной отсталостью.

Иллюстрация: Иероним Босх «Обжорство» из «Семь смертных грехов», 1475-1480

Святой Иоанн Лествичник, как и другие подвижники благочестия, в своих аскетических произведениях отметил три основных способа, которыми человек может нарушить Богом установленную норму в духовном плане, используя процесс приема пищи себе назло и вред.

  • 1) Прежде всего, люди грешат чревоугодием когда принимают пищу в чрезмерных количествах, существенно больших, чем это требуется на самом деле организму. Для такого человека важно как можно больше, почти через силу, набить собственный желудок пищей.

    2) Второй грех — сластолюбие или гортанобесие. Эта страсть реализуется в человеке, который стремится получить удовольствие с помощью уточненной пищи, гурманства, употребляя всевозможные приправы и необычные, сложные способы приготовления блюд. В этой страсти, в отличие от предыдущей, греховным является не количество потребленной пищи, а ее изысканность, поиск человеком необычных вкусов, впечатлений и наслаждений. Следует понимать, что едим мы не для того, чтобы получить наслаждение вкусом, а чтобы дать организму необходимое количество питательных веществ. Известно, что наслаждение вкусом от утонченности блюд почти не зависит. Голодному человеку даже кусочек зачерствевшего хлеба будет приносить больше удовольствия, чем кусок торта разнеженному гурману посреди трапезы.

  • 3) Третий грех — тайноедение. Этот грех преимущественно монашеский, опасность которого прежде всего испытывают монахи, живущие в общежительных монастырях. Суть этой страсти заключается в несоблюдении монастырского устава и распорядка дня, в несвоевременном принятия пищи, чаще нужды, после молитвы или тайно от братии. Конечно, миряне тоже могут грешить этим, употребляя пищу не по распорядку дня, назначению врача или требованиям церковного устава.

Кроме этих трех основных страстей, связанных с едой, святой Лествичник напоминает еще два, не менее опасных случая.

Первой страстью является несдержанная жажда любимой пищи, пристрастие к конкретному блюду. Святой Иоанн Пророк описывает людей пораженных этой немощью следующим образом: такой человек постоянно мечтает, фантазирует о конкретном блюде, часто себе его представляет и рассказывает о нем другим, а на трапезе просит подать его первым или пододвинуть поближе. «В страсти чревоугодия брюхо и насыщенным взывает:«Хочу еще! И даже воздыхая от пресыщения, причитает: “Я голоден». Страсть эта учит пожирать все, что стоит перед глазами” (Лествица 2.1.4: 1).

И апогеем, крайней точкой развития греха чревоугодия, является полная помраченность ума к вопросам еды и наслаждения желудка. На языке отцов этот грех называется страшным словом «чревонеистовство». Человек, при такой душевной болезни, живет ради еды, а не ест ради того, чтобы жить.

О вреде чревоугодия и борьбе со страстью

Притча о богаче и Лазаре. Икона
Фото сайта alchevskpravoslavniy.ru

Протоиерей Олег Безруких. Беседа 2. Откуда в человеке появляются греховные страсти? Зачем нужна вкусная пища? В чем суть греха чревоугодия? Вред чревоугодия. Чревоугодник грешит перед Богом. Чревоугодник наносит вред окружающим. Чревоугодник вредит самому себе. Внешние признаки чревоугодия. Средства борьбы с чревоугодием. Потребности и желания.

Откуда в человеке появляются греховные страсти?

Одни полагают, что мы такими созданы. Конечно, объедение, похотливость, жажда похвал, раздражительность, леность не одобряются в обществе, но вместе с тем снисходительно оцениваются как естественные слабости, свойственные человеческой природе. Другие объясняют причину абсурдных поступков влиянием нечистой силы. Третьи уверены, что зарождению греховных страстей способствуют дурные обычаи, получившие распространение в обществе. Став привычными, они как заразные болезни передаются от одного к другому. Оказавшись, например, в коллективе, где нецензурные слова и злобная брань приняты за норму, человек незаметно для себя и сам становится злоречивым.

Во всех трех суждениях есть своя правда. Опыт христианских подвижников свидетельствует, что каждый человек находится под воздействием трех источников искушений — мира, плоти и диавола. Неслучайно угодники Божии начинали путь переустройства внутренней жизни с противодействия им: удалялись от мирских соблазнов, искушения плоти преодолевали строгим воздержанием, против диавольских наваждений вооружались постом и молитвой.

Но все же ключ к пониманию причин правильного или греховного поведения таится не в искушениях, исходящих из вне, а самоопределении человека – будет ли он потворствовать греховной страсти, или противостоять ей.

Библия возвещает нам, что в мире, созданном Богом, «все хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Даже диавол первоначально был светлым ангелом, пока самопроизвольно себя не исказил. Вот и греховные страсти, при всей своей отвратительности, большей частью представляют собой испорченные человеком добрые свойства, дарованные ему изначально Самим Богом. Наглядным примером тому является греховная страсть чревоугодия.

Зачем нужна вкусная пища

Бог Творец наделил человека потребностью питаться, чтобы тот в пище получал необходимую энергию для своего телесного роста, мог жить, трудиться. Сам процесс поедания пищи и последующего переваривания имеет малопривлекательный вид, отнимает достаточно много времени, и чтобы побудить человека не отказываться от еды, Творец соединил с приемом пищи приятные вкусовые ощущения и чувство насыщения.

В чем суть греха чревоугодия

Грех начинается тогда, когда человек по сластолюбию злоупотребляет потребностью питаться и ест не для подкрепления своих жизненных сил и здоровья, а исключительно ради получения приятных вкусовых ощущений и удовольствия своего чрева. Происходит коварная подмена, меняются местами цели и средства. Вкус из средства побуждения к приему пищи становится самоцелью, а пища превращается в средство доставления приятных ощущений.

Различают три вида чревоугодия:

1) чревобесие – страсть к обжорству (прием пищи прежде времени, торопливость и неумеренность в приеме пищи);

2) гортанобесие – страсть к лакомству, гурманство;

Вред чревоугодия

Чревоугодник грешит перед Богом

Любители многоедения не мыслят жизни без возможности поглощать множество обильной и вкусной пищи. Она для них – все. Поэтому они готовы угождать чреву больше, нежели Богу. О чревоугодниках апостол Павел метко сказал: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3, 19). Чрево диктует им правила поведения, оскверняя чистоту души.

Чревоугодник наносит вред окружающим

Ссоры из-за еды возникают уже в детском возрасте. Дети капризничают, отнимают друг у друга сладости, едят в тайне от всех, не желая ни с кем делиться. С годами это приобретает все более уродливые и опасные формы. Сытый чревоугодник равнодушен и ленив, голодный – не остановится ни перед чем ради насыщения. В погоне за вкусовыми наслаждениями чревоугодие готово подвергнуть свою жертву немыслимым страданиям. Например, ради острых ощущений гурмана некоторые деликатесы китайской или корейской кухни повар готовит из еще живого животного.

В поисках любых способов умножения пищи, генетиками производятся эксперименты по искусственному воздействию на наследственные механизмы растительной и животной природы, нарушающие замысел Божий о творении. И уже сейчас врачи бьют тревогу о губительном воздействии на организм геномодифицированных продуктов.

Чревоугодник вредит самому себе

Объедением человек расстраивает свое собственное здоровье, ибо «от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли», — говорит премудрый Сирах (Сир. 37, 32). Во времена Калигулы и Нерона римские патриции на многочасовых пиршествах обязаны были доказывать свое превосходство над плебсом способностью поглощать огромное количество пищи. Наевшись «до отвала», они время от времени выходили из пиршественного зала, искусственно вызывали у себя рвоту и изрыгали всё съеденное наружу, потом возвращались к застолью и набивали желудок новой едой. Так повторялось десятки раз. На императорских празднествах нужно было перепробовать все блюда, не пропуская ни одного, пусть даже организм от такого извращения приходит в полное расстройство.

Чревоугодник, требуя себе много дорогой, всякий раз новой и необычной пищи, истощает средства к жизни, растрачивает свое имущество, расстраивает всё внешнее благосостояние, доводит себя до нищеты (Притч. 21, 17). Ни в чем не отказывая своему чреву и становясь все более тучным, он подавляет свою душевную деятельность, притупляет разум, огрубляет сердце, истребляет стыд и всякое высокое чувство, делает сердце холодным и нечувствительным к добру, дух свой порабощает плоти, опускается ниже скотского состояния, выглядит смешным в глазах других людей.

Связанные с чревоугодием грубые чувственные увеселения, непристойные песни, зрелища, пляски, шутки, смех, разжигают похоть и увлекают человека в грех сладострастия.

Внешние признаки чревоугодия

Грех проникает в нашу жизнь постепенно, чтобы не вызвать с нашей стороны решительного и своевременного отпора. Чревоугодие, предлагая душе сделать то одно, то другое маленькое послабление для плоти, незаметно шаг за шагом захватывает господствующее положение в душе. Если мы не хотим допустить тиранического господства плоти над духом, то по некоторым внешним признакам можем заметить начинающееся зарождение этой греховной страсти.

— Желание постоянно что-то есть.
— Ночные пиршества в одиночестве (тайноедение).
— Склонность к уменьшению физических нагрузок, сокращение пешей ходьбы, уклонение от выполнения домашних дел.
— Увеличение веса более чем на 5% в течение месяца.
— Одышка при подъеме на 4-й этаж в среднем темпе.
— Частые периоды плохого настроения.
— Чувство бессилия от невозможности победить начавшееся ожирение.

Читайте также  Пасьянс из прошлого

Средства борьбы с чревоугодием

К сожалению, сегодня многие, даже поняв всю пагубность греха чревоугодия, пытаются бороться лишь с внешними его следствиями – потерей хорошей физической формы. Их внимание остается устремленным к телу, а не к очищению сердца от страсти, которая продолжает там гнездиться, препятствуя жизни души.

Для того, чтобы властвовать над чревом, а не быть его слугой важно:

1. Прибегать к помощи Божией в молитвах, Таинствах Исповеди и Причащения.

2. Понимать маловажность, кратковременность и ничтожность удовольствий от объедения.

3. Помнить о худых последствиях этого порока, как в земной жизни, так и в будущей.

4. Осознать необходимость и пользу воздержания, пережить опыт радостного господства духа над плотью, соблюдая посты Православной Церкви.

5. Приучить себя к умеренному употреблению самой простой пищи и к отказу от дорогой, лакомой еды; избегать пиршеств и любых поводов к невоздержности.

Потребности и желания

Необходимо различать потребности человека и его желания. Потребностей у нас не так уж много. Главные телесные потребности – дыхание, питание, утоление жажды. Желаний же человеческих невозможно сосчитать. В чем тут дело? Дело в том, что каждое желание – это один из способов удовлетворения потребности. Потребность одна, а способов ее удовлетворения может быть сколько угодно. Когда, например, у грудного младенца возникает потребность в пище, мать кормит его своим молоком. Ребенок подрос, мать начинает прикармливать его соком, кашей.

С годами в нашем житейском опыте накапливается очень много способов удовлетворения потребности в пище и питье. И когда появляется чувство голода, тысячи желаний разрывают нас на части: хочется супа, борща, ухи, пельменей, котлет, колбасы, шашлыка, жареной рыбы, жареной картошки, картофельного пюре, каши гречневой, перловой, манной, гороховой, молока, компота, кофе, чаю, морса, просто воды и т.д. и т.д. И бывает очень трудно сделать между ними правильный выбор – съесть ту пищу и в таком количестве, чтобы утолить голод без вреда для здоровья и чрезмерного пресыщения.

Православные подвижники с помощью поста сводили к разумному минимуму количество своих желаний. Многие из них обходились простым хлебом и водой, свидетельствуя, что для поддержания телесной жизни требуется совсем немногое. Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник рекомендовал не отказываться от некоторого разнообразия в пищи, но употреблять ее умеренно. Этим советом богомудрого старца мы и завершим нашу беседу.

Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия,
преподаватель отделения теологии ЛГПУ

Что такое чревоугодие и почему оно так опасно

Чревоугодие выступает ненормальной страстью к употреблению смачных и вредных товаров, также несоблюдением постов. Грех чревоугодия представляет собой основную причину всех страстей, она предшествует всем остальным видам пороков и даже носит заглавие «коренной страсти».

Чревоугодие проявляется в виде объядения, гортанобесия (мощного желания услаждаться определёнными вкусами, гурманством, заменой постной продукции на соевые и остальные со похожими качествами во время поста, тягой к наркотика и алкоголю и тайноядением).

Грех чревоугодия нарушает 2-ю заповедь и выступает одной из разновидностей поклонения кумиру. У обжор 1-ое пространство отведено под чувственное удовольствие, то животрепещущими становится изречение апостола Павла «их божеством является чрево».

Добродетель-антипод чревоугодия – это умеренность с постничеством.

В которых разновидностях проявляется чревоугодие

Существует несколько форм, в каких может проявляться чревоугодие, а конкретно:

  • человек испытывает желание потреблять очень много еды, еще больше, чем это необходимо организму;
  • завышенное желание к разным пищевым изыскам, гурманство;
  • желание учавствовать в застольях;
  • чувство лишнего влечения к спиртным напиткам;
  • чувство лишнего влечения к определенным продуктам питания (сладостной еде, запечённой, напиткам с ароматизаторами, шоколаду и так дальше);
  • не соблюдение постов;
  • тайноядение.

Чем чреват данный порок?

Отрицательное воздействие греха чревоугодия повлияет как на духовное, так и на физиологическое состояние здоровья индивидума.

В духовных вопросцах чревоугодие каверзно тем, что провоцирует разные другие греховные пороки – например, угнетение, блуд и остальные.

Алкоголизм также представляет собой одну из вариантов чревоугодия. А оно чревато выполнением различных злодеяний против Всевышнего и собственных близких (ереси, ругательств, кощунства, богохульства, споров, вражды, краж, насилия, напад, разбоев и убийств).

Если не биться со страстью, то она непременно опустит человека на уровень идолопоклонничества.

А физически патологическая тяга к еде вызывает серьёзные многофункциональные расстройства телесных систем и органов, почти все тяжёлые патологии.

Священное Писание именует чревоугодие одним из самых вредных плотских страстей.

В чём разница меж ублажение голода от чревоугодия?

Человек испытывает природную потребность в еде, как в источнике энергии, который дозволяет поддерживать нормальную жизнедеятельность тела. И если люди рассудительно, здраво и равномерно употребляют еду, то в этом нету ничего отвратительного.

Порок чревоугодие начинает возникать тогда, когда человек очень злоупотребляет ублажение данной потребности. Тогда страсть начинает извращать, гиперболизировать природное желание, покоряет людскую волю. Осознать то, что страсть начала развиваться и покорять можно по неизменному рвению быть сытым.

Употребление пищи по прихоти значит желание есть, которое не мотивируется физической потребностью. Но это не относится к редчайшим желаниям человека вкусить конкретно сладостной, солёной, острой либо копчённой еды. Если такие желания не повторяются очень нередко – это гласит просто о нехватке в рационе какого-то вкуса.

Но постоянное желание употреблять какую-то определенную еду, причём делая это весьма похотливо – выступает истинной прихотью и делает человека рабом чревообъедения.

Как осознать, что страсть стопроцентно овладела личностью? Все его мысли напрочь заняты только думами о еде и желанием употреблять её, причём в огромных количествах. Если человек будет биться с данным губительным рвением и начнёт употреблять еду равномерно, исходя из собственных физических потребностей, то это недозволено будет отнести к чревообъедению.

Почему страсть чревоугодия является смертным грехом?

В 2003-м году ведущими ассоциациями французских кафе и ресторанов было ориентировано воззвание к Отцу Римскому Иоанну Павлу Второму, в каком просили его убрать чревоугодие из перечня грехов. Мотивировалось воззвание тем, что нет ничего отвратительного в том, чтоб баловать себя при помощи неповторимых блюд. Разве это греховно?

У почти всех людей может вправду появиться вопросец, по какой причине желание есть причислено к грехам? Ведь нас окружает огромное количество вещей, которые призваны намного больше заходить в «почётную семёрку», чем просто страсть к обжорству. Учёные именуют голод типичным маяком, который говорит о нехватке энергии в организме. Но, это кажется только с первого, весьма невнимательного взора.

Главные людские пороки были определены Фомой Аквинским, как источник грехов таковым образом: «основной порок является таковым, который владеет очень вожделенной целью, так что в состоянии вожделения её индивидум способен совершать разные грехи, берущие начало в данной для нас страсти и выступающие их главный предпосылкой».

Нашим далёким праотцам не было понятно понятие «дофамин», но они верно отмечали, что «жадность людская беспредельна». И если человек начинает удовлетворять нехватку положительных чувств в собственной жизни при помощи пищи, тогда в его организме появляются серьёзные нарушения дофаминовой системы.

В главном эта система контролирует больше наказания, чем заслуги организма, которые появляются в перекрывании дофамина. В схожих ситуациях наблюдается понижение дофамина (как, например, когда человек голодает) и он мотивируется тем к активным действиям.

Потом дофаминовая система быстро возвращает дофамин и человек ощущает себя отлично. Данный механизм будет работать при победах, например, на спортивных соревнованиях, похвале либо осуждению окружающих и так дальше.

Когда характеристики дофамина понижаются, человек подгоняется к достижению собственной цели за счёт перенапряжения и стресса.

Потому, когда вы употребляете еду, испытывая реальное чувство голода – работа дофаминовой системы не нарушается. Это не является чревоугодием. Как лишь вы начинаете есть с целью получить наслаждение – это станет традиционным дофаминовым катализатором.

Потому можно утверждать, что всё, что начинает провоцировать лишнее выделение дофамина – относится к чревоугодию. Пожалуй, более пользующейся популярностью стимуляцией дофамина является завышенное употребление сладкого.

Сахар по-настоящему ничем не различается от наркотических веществ и способен приводить к зависимости, в особенности у тех, кто на генном уровне или социально предрасположен к ней.

Потому все те, кто привык повсевременно есть конфетки, печеньки либо остальные виды сладостей в реальности ничем не различаются от конкретных курильщиков. Мозг человека в обоих вариантах будет реагировать идиентично. Желание перекусывать выступает абсолютным аналогом желания выкурить сигарету либо испить бутылочку пива.

Вследствие серьёзного нарушения дофаминовой системы начинается деформация личности человека, как и в случае с реальными наркоманами. Потому не стоит относиться к страсти чревоугодия просто и не придавать ей значимого внимания, ведь в реальности она весьма небезопасна.

Как одолеть данный порок

Борьба с чревоугодием состоит, как из духовных, аскетических, так и из психических способов.

С хоть каким грехом можно совладать только с божьей помощью, потому 1-ое пространство в борьбе с чревоугодием отводится молитве и искреннему покаянию. Кроме этого, немаловажная роль отводится мобилизации воли, смирению, богоугодному труду и самодисциплине.

Также поможет убрать губительную страсть последующее:

  • верный рацион питания;
  • употребление очень обычной еды;
  • окончание трапезы до того, как вы испытаете полное насыщение;
  • составление режима питания и желание его придерживаться;
  • отказ от излишних застолий;
  • соблюдение постов, установленных Церковью;
  • отказ от потребления алкогольных напитков.

В окончание темы советуем к просмотру увлекательный направленный на определенную тематику видео-материал: