Путь к просветлению при помощи джняна йоги

Практика Джняна-йоги, Самадхи, результаты в повседневной жизни

Практика Джняна-йоги

Сознание человека подготавливается к созерцанию и сосредоточению, к умению мыслить в новых категориях, в непривычном направлении и на новых планах, связанных не с внешними аспектами вещей, а с их основными, фундаментальными принципами; прежде всего ум приучают думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали.

Джняна-йога исходит из того, что главная причина человеческих бед и несчастий – незнание. Человек должен прежде всего научиться правильно мыслить, а не просто “накапливать знания”. Размышление о единстве всего во Вселенной – прекрасная медитативная практика, которая не только ознакомит с классическими методами медитации, но и подарит практикующему чувство спокойствия, безопасности и уверенности. А сам санскритский термин джня́на (санскр. ज्ञान, jñāna) — и означает «знание».

Человек растрачивает в суете все годы своей жизни. Даже если ему и удается осуществить то, к чему он стремился в отпущенное ему время, то плоды этого оказываются настолько жалкими! Каждый пересекает четыре (возрастные) границы, но имеет ли это какой-нибудь смысл? Достойны ли они внимания или признания? Нет. Люди стремятся удовлетворить каждую прихоть, любое случайное желание, любую мысль и радуются тому, что якобы “пожили”. Такое самодовольство ни на чем не основано.
Когда настает момент подведения итогов, каким оказывается доход? Выясняется, что вы лишь блуждали взад-вперед, а своим истинным домом пренебрегали. Вы разглядывали звезды в космосе, но оставили неисследованным свое внутреннее небо. Вы смотрели на жизнь других, замечали их недостатки и отзывались о них дурно, но не заботились о том, чтобы приглядеться к своим собственным мыслям, действиям и эмоциям и рассудить, хороши ли они на самом деле.
Недостатки, которые вы видите в других, являются всего лишь проекциями ваших собственных недостатков; достоинства, которое вы видите в других, есть отражение ваших достоинств. Только посредством медитации вы можете развить верное видение, верное знание, благие мысли и дела.

/Сатья Саи Баба. Садхана/

Самадхи

Каким бы йоговским путем самосовершенствования и самопознания ни шел человек, в конце пути его ждет переживание опыта самадхи – сверхсознательного состояния, в котором индивидуальное осознание познает свою истинную суть и отождествляется с космическим сознанием.

Мастера йоги говорят, что само это переживание – состояние самадхи – абсолютно идентично для всех направлений йоги: Раджа-йоги (путь медитации), Бхакти-йоги (путь преданности), Карма-йоги (путь бескорыстной деятельности) или Джняна-йоги (путь мудрости). Это похоже на вершину горы и разные тропинки к ней. Подниматься в гору можно по разным тропинкам, но цель – одна. Можно практиковать разные методы, но Абсолютная реальность также только одна, и она познается одинаково всеми духовными искателями и всеми религиями.

Медитации Джняна-йоги

Медитации Джняна-йоги можно проводить в классических медитативных позах – Сиддхасана (поза совершенства), Падмасана (поза лотоса), Ардха Падмасана (поза полулотоса), Ваджрасана (поза алмаза). Но принимать эти позы совсем не обязательно. Если, устроившись в удобном кресле, сосредоточить разум на теме размышления – эффект от практики может быть ничуть не меньше, чем даже в совершенной позе лотоса.

Йоговские позы помогают расслабить тело, уравновесить потоки энергии и позволяют разуму легко бороться со сном. Расслабленные позы в кресле (или даже в кровати) требуют несколько большего уровня самоконтроля и усилий для преодоления сонливости.

Техника медитации очень проста. Нужно расслабить тело, сделав 2-3 полных йоговских вдоха-выдоха. Затем пусть ваши мысли текут примерно в следующем направлении:

«Мое физическое тело состоит из атомов и молекул, которые свободно перемещаются в пространстве. Мои энергии являются лишь малой частью безграничной энергетической сети Вселенной. У меня нет обособленной энергии. Все мои энергии лишь заимствованы из вселенского энергетического океана. И они должны будут туда вернуться.

И даже мои мысли – лишь волны на поверхности единой субстанции мысли. Я высвечиваю лишь маленький островок, такой же, как и у всех остальных живых существ. Мои мысли распространяются от меня, как от живого передатчика. И я воспринимаю чужие мысли, которые захватывают «поверхность» моего разума.

Я един со всей Вселенной. Мое физическое тело – часть безграничной массы материи. Мои энергии – малая часть Вселенского океана энергий. Мои мысли – волны на поверхности безбрежного океана разума. Я един со всей Вселенной и являюсь ее неотъемлемой частью».

Не нужно заучивать текст наизусть и повторять его. Можно позволить своему разуму развивать предложенную тему, только не отвлекаться от нее. Задайте ему общее направление размышлений и позвольте мыслям «стекать» в этом направлении.

Можно задаться также вопросами «Что есть время?», «Что есть пространство?» или «Кто я?».

Продолжительность такой медитации – от 10 до 30 минут. Заметный, но не окончательный, результат эта практика принесет, если заниматься ею ежедневно, хотя бы одну неделю.

Результаты в повседневной жизни.

Человек сам накладывает на себя все ограничения. «Я такой-то и должен делать вот это» – всего лишь мыслеформа, и только. Пока мы в нее верим, она успешно реализуется в нашей жизни. Но йог, который достиг контроля над разумом, прекрасно понимает, что у него нет никаких ограничений и все двери перед ним открыты.

Если человек может управлять потоком своих мыслей, он никогда не спуститься в омут жалоб в стиле «я не достоин, я не смогу, все безнадежно». Если есть намерение, оно обязательно будет реализовано. А пути к этому могут быть найдены в ходе практики медитации.

Кстати, примером Джняна — практики может быть известная школа Трансцендентальная Медитация (ТМ), поскольку создатель ТМ Махариши изначально принадлежал к традиции Адвайта Веданты, а последняя к традиции Джняны йоги…

Дхьяна. На пути к самадхи

Сделав Атман подобным нижней части арани (дерево для добывания жертвенного огня), а пранаву (слог ОМ) — верхней части арани, тайно узреешь Бога путём трения, которое являет собой дхьяна (медитация)

Д хьяна — это седьмая ступень в Йоге. Патанджали определяет её как «сфокусированность однородных состояний сознания на одном месте». Иными словами, это регулируемый поток сознания, благодаря которому мы учимся размышлять о каком-либо явлении или понятии.

В обычном состоянии наш ум блуждает по разным объектам, он переменчив и рассеян подобно солнечному свету. В состоянии же концентрации он cфокусирован на одном объекте так, что, равно как и луч света, попавший в фокус лупы, становится столь сильным и мощным, что может вызвать пожар. Причиной тому — энергия, которая накапливается в точке концентрации.

Если человек размышляет над каким-то конкретным объектом, рассматривая его со всех сторон, то рано или поздно обязательно наступит такой миг, когда все его мысли приобретут совершенно иное качество. В сознании человека вспыхнет огонь — начинается процесс рождения собственных знаний об этом объекте.

Будда сказал: «Сосредоточенный ум видит вещи такими, каковы они есть в действительности». Так и есть, ведь когда, например, учёный сосредоточивает свой ум на какой-то идее, то он концентрирует всю энергию своего сознания в один фокус и направляет её на один объект, открывая все его тайны. Таким образом, через постижение Дхьяны человек может прийти к такому состоянию сознания, когда он будет не просто свободно размышлять о чём-то, но, что самое главное, самостоятельно рождать новые мысли и знания о заданном объекте.

Вивиекананда в своём изложении Йога-сутр Патанджали определяет это знание так:

«Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете.
Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.
Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи.
[Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному предмету составляют Самаяму.
Достижением этого приобретается опыт знания.

Совершением Самаямы над тремя родами изменений приобретается знание прошлого и будущего.
Совершением Самаямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
Совершением Самаямы над признаками чужого тела – знание его сознания.
Совершением Самаямы над силой слона и т. п. йогом приобретается соответствующая сила.
Совершением Самаямы над солнцем – познание миров.
Над кругом пупка – познание телесного организма.
Над углублением у горла – прекращение голода.
Над сиянием около вершины головы – лицезрение Сиддхов.
В сердце – знание мыслей.

Совершением Самаямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми тонкими, приобретается господство над элементами.
Совершая Самаяму над саттвой, тот, кто различает разум от Пуруши, приобретает вездесущее и всеведение.
Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла, он достигает Кайвалья (утверждение силы знания в его собственной душе)».

Выделяют несколько стадий Дхьяны

Сначала ум на некоторое время привязывается к объекту концентрации, а затем он его теряет. Затем мы снова на некоторое время удерживаем объект концентрации, затем снова его теряем. Это связано с привычными тенденциями подвижного ума. В итоге медитация перерастает в непрерывную борьбу, но нужно обязательно продолжать практику. Путём непрерывных усилий постепенно появляется способность удерживать это состояние в течение всё более и более длительных периодов.

Читайте также  Молитва на принятие просфоры и святой воды

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте концентрации наступает момент, который знаменует собой первый полный разрыв с обыденным сознанием. Ум внезапно как бы погружается в объект и остаётся в нём неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают. Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела, физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. Это те ментальные факторы, которые при их одновременном проявлении являются признаками состояния Дхьяны.

Когда усиливаются состояния восторга или блаженства, нужно оставить их одно за другим, рассматривая как ничего не значащие. Самое ценное из этих состояний — однонаправленность! Если удалось освободить ум от посторонних состояний, избавиться от всех выразимых словами мыслей и даже от мыслей о главном объекте концентрации, остаётся только отражённый образ этого объекта как фокус однонаправленности.

На самом деле достижение даже первой Дхьяны — великая вещь. В буддизме считается, что йогин, достигший первой Дхьяны, перерождается на небесах Брахмы-творца (святых небесах низшего уровня). Практикующий овладевает второй Дхьяной точно так же, как он овладел первой, чтобы идти ещё глубже. Затем, после выхода за пределы второй Дхьяны, он видит, что восторг — это просто форма возбуждения. Тогда он снова созерцает основной объект концентрации и сначала оставляет мысли об объекте, а потом о восторге. Так он достигает третьего уровня Дхьяны.

На третьем уровне растворения есть невозмутимость даже по отношению к высочайшему восторгу. В третьей Дхьяне вы чувствуете, что вся Вселенная, все три мира сансары, вы сами и вся ваша жизнь заключаются в одной точке. Можно дойти до такого уровня концентрации, настолько отождествиться с её объектом, что увидишь своё физическое тело с позиции этого объекта (свечи, образа, и т. д.). На третьей ступени становится ясно видно, что и блаженство, и восторг — это грубые состояния, являющиеся помехой. Тогда возникает желание поддерживать только состояния однонаправленности и невозмутимости. Здесь очень важно заботиться о своей позе: её неподвижность — это условие, когда возможно испытать самадхи.

Чтобы проникнуть ещё глубже, практикующий должен оставить все формы умственного удовольствия. Он должен отказаться от всех тех ментальных состояний, которые могут воспрепятствовать более полному спокойствию. С полным прекращением блаженства однонаправленность и невозмутимость набирают полную силу. Это очень глубокое состояние, которое трудно выразить. Это уровень тончайшего сознания.

Во время третьей-четвёртой Дхьяны могут возникать вспышки ясности, могут приходить прозрения, заставляющие поддаться им и начать думать, утратив состояние Дхьяны. Важно постараться сохранить спокойствие и невозмутимость.

Следующий шаг в концентрации, являющийся кульминацией четырёх предыдущих Дхьян, называется бесформенным. Первые четыре Дхьяны достигались концентрацией на материальной форме или на некоторой концепции, полученной из предыдущей концентрации. Но практикующий достигает бесформенных состояний путём выхода за пределы восприятия всякой формы. Для вхождения в первые четыре Дхьяны медитирующий должен был опустошать свой ум от ментальных факторов. Для вхождения в каждую из последующих бесформенных Дхьян практикующий один за другим замещает объекты концентрации на более тонкие.

Во всех бесформенных Дхьянах присутствуют ментальные факторы однонаправленности и уравновешенности, но на каждом новом уровне эти факторы становятся всё более утончёнными. Так концентрация приобретает нерушимость. Ничто, кроме воли практикующего, не может вывести его из медитации.

Одно за другим переживаются состояния беЗконечного пространства, беЗконечного сознания и пустоты, усиливается сознание. Наконец ощущается ни с чем не сравнимое состояние Атмана. Это состояние седьмой-восьмой Дхьян.

«Когда вы открываете состояние глубинного осознавания, вы видите мир из высшей точки. Ваше сознание за счёт концентрации проделало путь от периферии к состоянию высшего «Я», изживая все самскары. Когда вы добираетесь до Атмана, все ваши обусловленности теряются. Вы перестаёте воспринимать мир старым образом — это и называется достижением состояния Освобождения и Просветления» — писал Свами Вишнудевананда Гири в «Источнике Сознания».

Практикующему следует хранить памятование об основных препятствиях в медитации, чтобы иметь возможность вовремя оказать им противодействие. Свами Шивананда определяет эти препятствия так:

  • лайя (сон);
  • викшепа (колебание ума);
  • проявление скрытых желаний;
  • недостаточная брахмачарья;
  • духовная гордыня;
  • лень и болезнь;
  • общение с мирянами;
  • переутомление, переедание;
  • самоуверенный и напористый раджасический нрав;
  • расасвада (ученик вкушает блаженство низшего самадхи — савикальпа-самадхи — и считает, что достиг цели).

«Побеждайте сон пранаямой, асанами и лёгкой пищей.

Устраняйте викшепу с помощью пранаямы, джапы, упасаны (поклонения Богу), тратаки (фиксации взгляда).

Уничтожьте желания бесстрастием, проницательностью, изучением книг, которые учат бесстрастию, самонаблюдению, различению.

Избегайте компании людей, которые всегда говорят о сексе, деньгах и прочих житейских проблемах.

Соблюдайте умеренность в питании. Соблюдайте гигиену и берегите здоровье.

Когда вы практикуете концентрацию и медитацию, вы обретаете различные психические способности, или сиддхи. Не направляйте эти силы на приобретение каких-то материальных благ. Не злоупотребляйте этими силами. Это безнадёжно вас погубит. Сиддхи — это препятствия на пути йоги. Это искушения. Они помешают вам войти в самадхи и достичь духовной цели. Без сожаления обходите их стороной и двигайтесь вперёд. Поднимайтесь над расасвадой и стремитесь к достижению нирвикальпа-самадхи — состояния абсолютного осознания.» (Свами Шивананда «Четырнадцать уроков раджа-йоги»)

В заключение хотелось бы остановиться на важности Пути самосовершенствования. Акцентировать внимание на необходимости развития осознанности, способности размышлять и синтезировать разрозненные знания нашего непростого века.

К сожалению, в обыденной жизни нас учат дифференцировать между умом (воспринимающим), средствами восприятия и воспринятыми объектами — между словами, их значениями и идеями и даже между всеми уровнями естественного развития. И, таким образом, наше осознавание не является тотальным, потому что существует осознавание самого себя, окружающего пространства, времени. Но интуитивно мы понимаем, что все они не дифференцированы.

В «Хатха-йога Прадипике» говорится, что Дхьяна буквально означает «тотальное, недвойственное, абсолютное осознавание». Во время Дхьяны усиливается способность ума проникать в суть тонких различий между объектами и в глубинные слои подсознания, что в свою очередь приводит к объединению видящего и видимого.

Нужно приложить большую ясность ума, наблюдая за объектом и предметом, чтобы обнаружить их общие черты. Но когда это случается, происходит воздействие на основы существования. Происходит воздействие на карму, ответственную за инкарнацию, удовольствие, боль, судьбу, счастье и несчастье.

Таким образом, к числу целей, к которым ведёт Дхьяна, относят прекращение «потока своих внутренних состояний» и уничтожение оппозиции «субъект-объект» за счёт избавления от объекта как такового. Итогом практики является то, что в сознании не остаётся ничего индивидуального, личного, оно обретает всеобъемлющую универсальность.

Так мыслили наши предки. Так они достигали гармонии с окружающим миром.

Попробуем и мы приложить усилия, чтобы быть их достойными потомками.

Джняна-йога

Высший мотив, руководящий человечеством, есть милосердие ко всем людям, ко всем живым существам. Но оно во всех его различных формах, ни есть ли выражение вечной истины: «Я это вселенная, вся эта вселенная – одно».

В древности практики склонны были видеть человека как часть чего-то более масштабного, часть великого Целого. Известное всем изречение: «Как наверху, так и внизу» может натолкнуть нас на мысль, что, возможно, в нас отражается высший мир. Поэтому, если человеку интересно было узнать, как устроен этот мир, ему предлагали прежде всего познать самого себя.

Что такое джняна-йога

Джняна-йога это именно такой путь, путь познания и обретения мудрости. Этот путь предлагается людям, стремящимся всем своим существом познать Истину и способным посвятить этому поиску всю свою жизнь. Считается, что путь этот непростой, требующий очень сильной воли и полной самоотдачи. Закаляя волю, последователь пути Джняны старается растворить своё эго в беспредельной энергии высшего «Я». Если ему это удастся, он сможет добиться воссоединения «Я» с Духом. И тогда он увидит: «Его десять чувств (пять органов восприятия и пять инструментов действия) и пять энергий жизни автоматически погружаются в Космический Огонь, сжигающий все физические и психические беспокойства», – так поэтически описывает Джняну Йогананда Парамаханса. И он же потом пишет о том, что это долгий и трудный путь для исключительно сильных людей. Сам он считал крия-йогу наиболее быстрым и надёжным средством воссоединения с божественным.

Однако не зря же существует так много разных дорог, ведущих нас к истине. Каждый может выбрать то, к чему более склонна его Душа. Если это ваша дорога, то именно она и будет самой короткой и надёжной именно для вас. Так же как при выборе профессии или дела жизни, могут спросить вас, чтобы облегчить выбор. Чем вы могли бы заниматься всю жизнь с воодушевлением, радостью, интересом, от чего бы вы не устали? Без чего вы не можете прожить ни одного дня? Считается, что если вы можете отыскать такое дело и заниматься им, то будете счастливы. Думаю, здесь похожая ситуация.

Джняна-йога начинается с воспитания ума. Человек, желающий познать истину, должен очистить свой ум от всего, что он прежде считал своим. От любых стереотипов, привычных суждений, истин, услышанных от других, пусть даже святых людей, всех представлений о боге, мироздании и подобных вещах. Всё, что ты просто услышал, прочитал, впитал с детства от родителей, всё нужно оставить как бесполезное.

Читайте также  Мантра Ганеши привлечет удачу и благополучие

Теперь нельзя ничему верить просто так, нужно убедиться на собственном опыте, прочувствовать. Тогда это будет действительно Знание, способное произвести глубокие изменения в уме и во всем вашем существе. Конечно, вас никто не будет заставлять проверять, горячий ли огонь, правда ли, что кобра ядовита, или действительно ли можно разбиться, прыгая со скалы! Нет, здесь совсем другое. Все чужие умозаключения должны быть отброшены, поиск начинается с чистого листа.

Один из ключевых вопросов: «Кто Я?» И это не ваше имя, профессия, национальность и т. п. Здесь используется принцип отрицания: нети-нети. Я это не моё тело, я это не мой ум, я это не мои эмоции и так далее. Также ученику может даваться какое-либо изречение из священных писаний или же некий символ, и он медитирует на него долгое время, стараясь вникнуть в суть. Это может продолжаться довольно длительный срок, иногда год и больше. Все, что приходит во время медитации, поверяется учителю, и тот решает, готов ли ученик идти дальше.

Следующий очень важный принцип выражается в таких словах: «В мире нет двух Я». Это означает, что Бог и живые души, и весь мир – это Одно. Все проявленное суть аспекты Единого. Все взаимосвязано и неделимо, нет ничего случайного. Божественное в нас заснуло и забыло себя. Человек забыл, что он частица Бога. Все его добрые и злые поступки объясняются уровнем глубины сна. В случае дурных устремлений сон более глубокий, а в случае благих – менее глубокий сон, или же это уже моменты пробуждения.

Поэтому далее важнейшим знанием, которое нужно подтвердить на практике, становится знание о том, что внутри нас есть некий Центр, источник знания и блаженства. В Евангелии об этом сказано «Царство божие внутри вас есть». Следует найти этот центр в себе и пребывать там постоянно. Пребывание в чем-либо другом является «авидьей», то есть неведением.

Известно, что знания об этом пути были даны очень давно такими мудрецами, как Вьяса, Васитштха и Яджнавалкья, но со временем были утрачены и искажены. Учителем, который восстановил и стал широко распространять джняна-йогу, является Шанкара, живший примерно две тысячи лет назад. Он написал очень много трудов, в том числе комментарии к священным текстам, чтобы сделать их вновь доступными для людей.

Три стадии освоения Джняна-йоги

  • Шравана (слушание),
  • Манана (созерцание),
  • Нидхидхьясана (утверждение в истинном знании).

Это означало, что сначала нужно услышать основы этого пути от реализованного мастера, затем, уединившись и предавшись созерцанию, познать эти истины на собственном опыте (для этого, как правило, требовалось сначала отказаться от всех мирских привязанностей) и, наконец, познав истину, нужно утвердиться в ней.

В наши дни вновь интерес к этому направлению йоги пробудил Рамана Махарши. Он как раз и проповедовал метод самопознания путём полного сосредоточения ума на вопросе «Кто Я?». Этого человека относят к десяти самым выдающимся Учителям Индии за всю ее духовную историю. Многие индуисты почитают его как божественное воплощение второго сына Шивы, Сканды.

Прекрасно, что знания о джняна-йоге опять стали доступны широкому кругу людей именно в наши дни. Думаю, это оттого, что современный человек очень склонен к интеллектуальному виду познания. Принятие на веру чего-либо становится все сложнее для нас. И путь Бхакти (преданности) будет проще освоить после Джняны для многих ищущих в современном мире. Особенно для людей с западным типом сознания. Это лишний раз доказывает, что Высшее всегда заботится о нас и предлагает лучшие пути для воссоединения с Ним, с учётом конкретной эпохи и состояния нашего сознания.

Хотелось бы ещё добавить, что если вы выберете для себя путь познания, путь джняна-йоги, то нелишним будет иметь в виду, что тяготея к чему-то определённому, мы все же имеем и другие аспекты личности, просто что-то одно может быть менее заметно, чем другое. Поэтому рекомендуют основное выбранное направление сочетать с другими методами. Я уже упоминала бхакти-йогу – путь преданности и веры. Эти качества понадобятся последователю джняна-йоги, когда ему нужно будет довериться и следовать всем указаниям своего Учителя. Непривязанность к результатам своего труда и бескорыстное выполнение любых дел, составляющие суть карма-йоги, также очень важная составляющая на пути мудреца. Ведь одним из требований для вставшего на этот путь является умение контролировать свой ум и чувства, а это достигается в результате практики уничтожения привязанности к чему-либо физическому или духовному. Асаны и пранаямы также будут очень кстати, поскольку этот путь требует напряжения всех ваших сил, и тело должно быть хорошо подготовленным. Иными словами, синтез всех этих методов может стать хорошим подспорьем и принести воодушевляющие результаты на пути джняна-йоги.

Путь к просветлению при помощи джняна йоги

  • Все направления
  • Блог
  • Тайный архив

Джняна-йога

Джняна-йога — путь знания | Йога знания

Джняна-йога («путь знания»)

Джняна-йога — один из видов йоги в философии индуизма. В адвайта-веданте совершенством джняна-йоги является осознание единства индивида, или в санскритской терминологии атмана, с безличным аспектом Абсолютной Истины — Брахманом. В адвайте джняна-йога выступает как первичный путь к достижению мокши. Это путь самоосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё тождество с Брахманом. Полностью осознав это, индивид достигает стадии мокши.

В своём комментарии к «Бхагавад-гите», Шанкара, отражая точку зрения школы адвайта-веданты, описал основное значение джняна-йоги как знание о Брахмане. В дуалистической традиции вайшнавизма известный средневековый философ и основоположник философской системы вишишта-адвайта Рамануджа рассматривал джняну как одну из составных частей бхакти. В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет, что джняна заключается в правильном понимании кшетры (поля деятельности, то есть тела) и кшетраджна («знающего поле», то есть души): «Знай же, о потомок Бхараты, что, находясь в каждом из тел, Я также знаю их и что понимание природы тела и знающего тело называется знанием [джняной]. Таково Моё мнение». Затем Кришна объясняет необходимость осознания разницы между полем деятельности и знающим поле: «Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели».

Основной целью практики джнана-йоги является осознание себя и связи с Богом через знания, получаемые из священных писаний, наставлений духовных учителей. Ею занимаются те, кто не готов принять личностный аспект Бога. Идя путем философских размышлений, такой человек может осознать только безличностный аспект Абсолютной Истины (Брахман) и главным для такого человека является слияние с Абсолютом (брахмаджьоти).

Идя с решимостью данным путем, человек через многие жизни может, наконец, придти к этой цели. Он видит различие между собой, как душой, и своим телом, которое является оболочкой души. Развивая постепенно эмпирическое знание, человек начинает видеть Брахмана везде и во всем.

Знание Абсолюта изложено в 7 главе «Бхагават-Гиты. Как она есть«:

«Я начало и конец всего в этом мире, который представляет собой соединение материи и духа… Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить. О сын Кунти, Я — вкус воды, свет солнца и луны, и Я — слог Ом в седических мантрах, Я — звук в эфире и талант в человеке. Я — изначальный аромат земли, и Я — жар огня. Я — жизнь всего живого и аскетизма всех аскетов. О сын Прихи, знай же, что Я — изначальный разум разумных и мощь могучих. Я — сила сильных, свободная от страсти и желания. Я — половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат… Я есть все, и в то же время Я стою в стороне от всего. Я не подвластен гунам природы — это они подвластны Мне. Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы (благостью, страстью и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».

Однако цель джнаны-йога это не высшая цель жизни человека, поскольку она останавливается на безличном сиянии Абсолютной Истины. Высшая цель — познать Верховную Личность Бога. И лишь немногим удается придти к этому.

В «Бхагават-Гите» говорится, что из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших его едва ли один воистину познал Бога.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Джняна йога для народа

Недавно познакомился с довольно экзотическим течением духовных практик, хочу поделиться. Может кто-то дополнит или поправит. Сразу скажу, что отбросил всю заумь, типа «вы есть то» и прочую восточную цветистость. Как я понял, это одна из равноправных ветвей йоги, основной постулат которой, что всё то вы наблюдаете вокруг себя разновидность сна. Вы спите и видите сон, что вы взрослеете, женитесь, учитесь. У вас рождаются дети, стареете и умираете. И так повторяется раз за разом. И вот в один из ваших циклов, к вам приходит просветлённый учитель ( «приходит» в данном смысле, это вы начинаете посещать занятия по джняне) и говорит вам, что нужно проснуться, что бы стать тем, чем вы являетесь на самом деле, просто сознанием. Вы капля в этом океане, рябь на поверхности или птица отбившаяся от стаи. Ваша задача вернуться к «чистому опознаванию», к своему истоку. И вы проснётесь, но не как эго или отдельная личность. А в данный момент вы должны понять, что вы, в действительности, не существуете, ваше тело не существует, никто не рождался и не умирал, всё это только сон.

Читайте также  Какие уникальные свойства имеет камень розовый кварц?

Вот такое забористое учение, многое не понял, но то что понял постарался написать более менее внятно. Приветствуются внятные комментарии, не надо особенно растекаться мыслью по сакуре — ))

P.S. Основной источник — лекции Роберта Адамса.

Духовные практики Востока

265 постов 833 подписчика

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.

«Из мудрых книг черпая знания,

Трудом усердным постигая сущее,

Я стены раздвигал сознания.

А оказалось, что они несущие.» (с)ДД

.» Сразу скажу, что отбросил всю заумь, типа «вы есть то»» — то что вы далее описываете, это и есть «ты есть то»

Как меня учили в университете:
«Всё, что выше Хатха-йоги, ведёт к сумасшествию в западной культуре»

Понеслась душа в рай(с)

Мигранты и полиция

Я не боюсь защищать себя и других от мигрантов. Готов придти на помощь,но я боюсь нашу полицию. Мигранта отпустят ,а мне статья и похер ,что я спасал человека от толпы. Наша полиция убила в нас помощь своим же гражданам.

Предал свою идеологию

Великая цивилизация

Казах есть высшая форма развития каждого из нас.

Ответ на пост «В свете недавних событий»

Выходит Илья Муромец на гору и кричит: Эй басурмане, айда за гору силушкой меряться! И спустился.

Собралось с ближайших аулов человек триста и бегом на ту сторону горы.

Проходит пол часа и снова Илья Муромец поднимается на гору: Эй, бородачи, нет что-ли смелых в ваших краях? Айда за гору биться, я жду! И спустился с горы.

Бегают местные, собираются с дальних аулов набралось тысяча и тогда ринулись все за гору. Проходит час и снова Илья Муромец на вершине: Ну что вы, овцелюбы, робкие такие, айда за гору биться.

Не успел крикнуть как из-за горы вылезает недобитый бородач и кричит:, Братцы, ваай братцы, не ходи, это засада. Их там трое!

Ответ на пост «Кадыров призвал всех извинится за «предвзятое» отношение к уроженцам Кавказа»

А Кадыров не думает, что замалчивание и сокрытие виновных может подтолкнуть население страны к самосудам? Или он забыл историю, почему кавказские народы жили не на плодородных равнинах а в горах? Может если долго и монотонно долбить по башке представителей титульной нации могут начаться чистки по этническому признаку?

Рыба-кит красивое

Вчерашний протест в Варшаве, вызванный смертью беременной женщины в больнице от сепсиса

Из-за прошлогодних законов о запрете абортов погибла молодая женщина с умершим ребёнком внутри. Согласно новым протоколам из-за религиозного лобби, врачи ничего не делали, а просто ждали, пока она сама родит умершего ребёнка. Женщине было 30 лет. На 22 неделе отошли воды, ранее у плода были обнаружены внутриутробные пороки развития.

Изабелла, которая была парикмахером в небольшом городке Пщина (Pszczyna). Слоган «Ani Jednej Więcej» означает «Ни одной больше».

В протесте принимал участие лидер оппозиции Дональд Туск, который, вероятно, будет стартовать в гонке на следующего президента. Очередной протест — возможность набрать политических баллов.

Надпись: Не буду живым гробом.

Не будь скотиной

«Панорама» vs реальность

Ответ на пост «Депутат Госдумы предложил запретить указывать национальность»

Жил и учился в школе в городе на Северном таки Кавказе. Классный руководитель, именно кавказской национальности (мудрый и замечательный педагог, дай ей бог здоровья) говорила нам, своим ученикам: «Запомните, пожалуйста, что вне своей семьи вы представляете свою семью и уровень культуры своих родителей. Вне своего города вы представляете свой город. И так далее — страну, нацию, планету, если угодно»

Спасибо, Раиса Михайловна, что мои одноклассники, вне зависимости от национальности, и по сей день интеллигентные и культурные люди, стараниями учителей, в том числе.

На груди крестик, а в душе нолик

Московское нападение кавказцев на отца с ребёнком не первое

Ставрополь, март 2021.

Участники- молодые шайтаны Карим Амирханов и Магомед Кадиев.

Кавказцы опять не виноваты?

Уверен, что далеко не все подобные эпизоды смогли снять на видео.

Это какая должна быть вседозволенность что бы такое вытворять?

Покажите их родителей, интересно на них посмотреть.

UPD: Вынесен приговор, обжалуется

История фейковой сдачи на берет спецназа Кадырова

У русских офицеров — есть девиз.

Жизнь — отечеству, честь — никому!

Но первый раз за всю историю испытаний в этом году — были жестко нарушены правила испытаний. И вместо марш броска представители одной из Республик ехали на машине. А когда это было сделано замечание инструкторами — началась массовая драка. Как говорят СМИ дело закончилось стрельбой и даже смертью одного из участников (официального подтверждения смерти нет, но знаю что за честь многие из «краповиков» готовы умирать — то я поверю)

По итогу всех участников нарушавших правила сдачи сняли с испытаний. В том числе, как говорят родственника Кадырова, сняли с соревнований.

Но утром некоторым из них выдали краповые береты. После чего спецназовцы обещали снять краповые береты в знак протеста. И разбираться с ситуацией приехали генералы и большие начальники из Чечни.

Сразу скажу представители власти отрицают сам факт конфликта. Но в интернете есть сотни видео, где все это хорошо видно. Видна и машина и как на ней везут участников, и драку после этого у машины и стрельбу и крики офицеров и участников. И там все видно — отрицать это глупо.
Но вот, что говорят сами участники соревнований.

о, что там происходило, иначе как цирком не назовешь. В голове не укладывается, чтобы бойцы спецназа, претендующие на получение крапового берета, вели себя подобным образом. Вот представь, все бегут марш и тут появляется машина, которая тупо подбирает жителей Чечни и увозит их, а потом высаживает через пару километров. И плевать на крики судей, которые рядом находятся. Вообще они очень нагло себя вели. Особенно командир чеченского ОМОНа и СОБРа. С ними вообще, как с принцессами носились. Как они могут руководить бойцами, я не знаю. Но самое неприятное, что руководство закрыло на все глаза. Семиляк (начальник главного управления сил спецназначения Росгвардии) лично разнимал драку чеченцев и наших ребят, орал, что всех дисквалифицирует, а потом как ни в чем не бывало поздравлял всех. Многие ребята отказались носить береты, пока с ситуацией не разберутся по нормальному. Подключились уже многие, по всей России. Да и вообще, если бы на берет сдавали, например в Балашихе, как это было раньше, то уверяю вас, ничего этого бы не произошло. Было ощущение, что мы не на Ставрополье, а в Чечне — вся верхушка была их, вот они чувствовали себя королями. Жесть просто — рассказал спецназовец.
Так, что думайте сами, что правда, а что нет.

Но на этом история не закончилась. При получении берета — военнослужащий садится на колено и целует берет, это традиция соблюдалась десятками лет. Её выполняли все от генерала до рядового, но на эту традицию в этом году некоторые, наплевали.

И это опять сделали представители этой республики. Причём сделали это демонстративно на камеру. Лично я считаю — что это было сделано специально.

После этого их с честью встретили в Чечне — они получили машины представительского класса и по миллиону рублей.

Эти деньги подарки из фонда Кадырова. Тоесть из денег выделяемых из бюджета Российской Федерации, хотя официально это не так, но по факту именно так.

Вот такие у нас коммерческие, ой простите краповые береты.

Это моё мнение как человека, я не хотел кого-либо обидеть. Но молчать я тоже не могу.

UPD. К посту есть вопросы #comment_216789104