Тайные мантры буддизма

Тайные мантры буддизма

Падмасамбхава

Десять устоев тайной Мантры и другие избранные учения Цикл глубоких наставлений в вопросах и ответах

Великий учитель Падмакара родился из цветка лотоса и не запятнан материальным чревом. Выполнив различные виды аскетических практик, он в конце концов достиг уровня видьядхары владения жизнью и пребывает на нем, прервав поток рождения и смерти.

Падмакара учил восьмидесяти четырем тысячам врат в Дхарму. Он понимает языки шести классов существ и восьми классов богов и демонов. Своим голосом, подобным голосу Брахмы, он приносит благо всем существам.

Его ум обрел полное всеведение. Он постиг природу, которая выходит за пределы возникновения и прекращения, и он не разделяет природу вещей пристрастиями. Поскольку все необходимые качества возникают из него самого, он — основа и источник всего возвышенного. Он искусен в средствах усмирения всех существ.

Его деяния призывают умы сугат, и он управляет жизненной силой и сердцами восьми классов богов и демонов.

Падмакара родился на острове в океане и правил царством Уддияна. Он практиковал на восьми кладбищах. Выполнив в Индии аскетические практики, Падмакара, движимый состраданием, пришел в Тибет. Он исполнил желания царя Тибета и упрочил мир в царствах Индии и Тибета.

Этот добрый учитель принял меня, благородную Цогял, царевну Карчена, как духовную супругу, когда мне было тринадцать лет. Я была просто девушкой, наделенной верой, великим состраданием и бескорыстным складом ума, постоянством и острым умом.

Учитель сказал: Практикуя Дхарму, ты должна совершенствоваться в десяти устоях практики.

Учитель ответил: Ты должна разрешить все сомнения благодаря воззрению, обретя понимание всех учений, словно парящий в небесах гаруда.

Ты должна обрести уверенность благодаря поведению, ничего не страшась, словно входящий в воду слон.

Ты должна практиковать самадхи, рассеивая мрак неведения, словно зажженный в темной комнате светильник.

Ты должна достичь цели с помощью наставлений, освобождая в своей природе все явления, словно нашла исполняющую желания драгоценность.

Ты должна постепенно продвигаться вперед, получая посвящения, без страха падения в сансару, словно восходящий на трон царевич.

Ты должна хранить основу с помощью самаи, не растрачивая напрасно ни одно из своих действий, словно плодородная почва.

Ты должна освободить свое бытие с помощью изучения, став знатоком всех аспектов Дхармы, словно благородный скакун, с которого сняли путы.

Ты должна сравнивать все источники, понимая все философские школы Дхармы, словно отыскивающая улей пчела.

Ты должна свести все многочисленные учения воедино, постигнув, что все они имеют один вкус, словно подсчитывающий свою выручку купец.

Ты должна достичь высот знания, ясно и четко понимая смысл всех учений, словно взошла на вершину горы Сумеру.

Тибетцы, которые стремятся к учености, не упражняясь в этих аспектах, не постигают коренной смысл, но становятся практиками, ограниченными узостью взглядов. А причина в том, что они не сведущи в этих десяти устоях практики.

Учитель Падма сказал: Если ты не сведуща в десяти устоях практики, тебе будут свойственны десять изъянов, мешающих достичь успеха в практике Дхармы.

Джомо спросила: Каковы эти изъяны?

Учитель ответил: Если не разрешишь все сомнения благодаря воззрению, твоим изъяном будет неопределенность: неизвестно куда ты можешь зайти.

Если не обретешь уверенность благодаря поведению, то твоим изъяном будет неспособность объединить воззрение и поведение.

Если не сумеешь практиковать, применяя самадхи, то не воспримешь природу дхарматы.

Если не достигнешь цели с помощью устных наставлений, то не будешь знать, как практиковать.

Если не будешь постепенно продвигаться благодаря посвящениям, то не будешь годиться для практики Дхармы.

Если не сохранишь основу с помощью самай, то посеешь семена миров ада.

Если не освободишь свое бытие с помощью изучения, то не отведаешь вкуса Дхармы.

Как правильно начитать мантру

Удивительно — читаю, будто в первый раз! А с другой стороны, если напрячь память — ведь почти никто и никогда из Учителей тантры не говорит об этих деталях (я не имею в виду Учителей дзогчен). Следовательно, даже узнав о них, молодые практики вряд ли смогут понять для себя истинное значение этих деталей.

Развалины одного из городов Шанг-Шунга.

«Эта традиция древнего Тибета берет начало в Шанг-Шунге, районе западного Тибета, где возникла религия Бон. Сегодня этот район называется Нгари.

В Тибете до появления людей проживали другие живые существа, которые имели иную силу-энергию, нежели люди Эти существа передавали её из поколения в поколение. Позднее в Тибете появились продвинутые люди, которые открывали и изобретали мантры. Они развивали подобные способности при помощи практики звука и цвета, порождавшей мудрость. Некоторые люди, имевшие способность видения, тоже открывали эту силу- энергию.

Звук есть проявление движения. «Не звук» – это звук. Все есть звук и проявляется через звук. Звук связан с глубоким уровнем первоэлементов. Через физический уровень до уровня первоэлементов и наоборот, в обратном порядке. Работа со звуком помогает работе снаружи вовнутрь и наоборот. Источник звука – источник первоэлементов. Все, что мы видим, есть проявление пяти первоэлементов. Источник всех элементов это – звук и цвет.

Существует взаимосвязь звука и цвета. Взаимосвязь порождает первоэлементы. Звуки и цвета – состояние естественного ума, и в этом случае они исходят из нашего ума. На внешнем уровне мы видим и слышим. Источник звука, естественный звук – звук нашего ума.

Как научиться достичь внутреннего звука – слушая себя и не слушая других. Звучание колокольчика (дильбу) приближено к звучанию ума, и все звуки «Бам» и «Там» приближены к звучанию колокольчика. В практике мантры очень важны дильбу и ваджра. Каждый раз звучание дильбу передаст нам силу правомочий.

Махасиддха Винапа, созерцавший игру на вине как проявление внутреннего звука.

Ваджру держат у сердца, дильбу — немного ниже. Главное — понять, для чего используют эти ритуальные предметы. Дильбу передает звуком знания.

Есть три уровня передачи:

1. Передача от ума к уму, звук без звука.

2. Движение, начертание букв – зная их произношение.

3. При помощи голоса, то, что мы слышим.

Если ум очень сильный, то мы можем использовать его силу. Если передачу знаний и правомочий осуществляет сильный практик, не имеет значения расстояние и время, все происходит мгновенно.

Через взгляд и прикосновение, понимание транскрипции написанного повторяем.

Также мы можем читать и повторять прямо за Учителем.

Мантры делятся на три части:

— Санг нгаг – тайные мантры (никому не говорить, и никто не слышит).

— Зунг нгаг – мантры, чтобы «вытягивать» (кого спасаешь).

— Риг нгаг – «развитие мудрости» (связь с божеством).

— Нян нгаг – плохие мантры (использующиеся в черной магии).

— Траг нгаг – устрашающие мантры.

Основа всех мантр : А – звук основа всех мантр, корень нашего голоса, сознание всех букв. Ее нахождение — в горловой чакре. У животных нет горловой чакры. В традиции Бон «А» всегда присутствует и является тоже основным звуком.

Раскрыть действенное «А» горловой чакры должны лепестки горловой чакры. Пример – Миларепа был певцом и, имея развитую горловую чакру, мог говорить, и это понималось каждым существом индивидуально, как сказанное именно для него. Чакра была раскрыта, и, когда он говорил, он просто пел. Шанкара также проповедывал с открытой чакрой.

Мантра «А» могущественна, она наполняется всей вселенной и даёт полное расслабление.

Буквы санскрита были обнаружены йогинами внутри чакр и каналов во время медитации.

Китайские буквы – буквы иероглифы – изображают внешний мир.

Мантры очищения 5-ти первоэлементов:

Э — элемент Пространство – сердце, тонкий кишечник, голова, язык

ЯМ — элемент Ветер – толстый кишечник, легкие, правая нога, нос

РАМ — элемент Огонь – печень, желчный пузырь, правая рука, глаза

БАМ — элемент Вода – почки, мочевой пузырь, левая нога, уши

ЛАМ — элемент Земля – желудок, поджелудочная железа, селезенка, левая рука, губы

Для усиления практики используют эти звуки очищения первоэлементов.

Для большего эффекта добавляешь после букв элементов ШУДДХЕ ШУДДХЕ, что означает “очистить, очистить”

Это можно читать для себя, для других и в группе.

“Э” широкое пространство, простор, небо

“ЯМ” — с ветром, переживание ветра

“РАМ” представить огонь, говорить жестко, можно смотреть на огонь

«БАМ» — вода похожа на ветер, но более мягкое, лучше на берегу реки или водоема

«ЛАМ» — стабильность, недвижимость земли

Мантры реализуются на трех уровнях:

Мантры произносятся вслух (речь)

Мантры проговариваются в уме и визуализируются (умом)

Перебирание пальцами бусин четок. Когда перебираешь четки, сила мантр остается в четках (деяние тела).

Различные четки служат для различных действий, а не только для того чтобы считать количество прочитанных мантр.

Количество бусин в четках обычно равно 108, 54, 21, 7

108 – Для лечения и увеличения мудрости.

54 – Для силы и могущества.

21 – Для гневных божеств и могущества тантр.

7 – Мантры, которые нельзя читать много, тайные.

Чин ло – голова четок, их очень важная часть, состоит из 2 бусин. Голова – главное божество мандалы и его юм. Это олицетворяет соединение сострадания и пустоты.

108 – звуков единое целое – любые виды аспекта деятельности Будды. Главный коренной звук – и всего их 108. Когда вы прочитали круг, то вы задействовали 108. Если четки меньше, то сила четок больше.

Для лечения используют белый или желтый хрусталь. Стекло для медицины, видишь чистоту четок и их очищение. Красный и черный цвет – контроль, защита, гневные божества.

Агат — для практики исцеления. Глаза – символизируют мудрость и ясность. Глаз – специальный символ мудрости и ясности – на четках глаз хороший знак – четыре вида деятельности.

Рудракша – очень могущественные четки. Особые люди — тантристы – если вы сильный и смелый, и можете укрощать «Дикую Лошадь» — то вперед.

Если Учитель передал вам четки, подарил, то их нужно только хранить.

Если четки белые, то и нить должна быть белая, лучше, чтобы шерстяная.

Отверстия бусин должны быть одинаковыми и бусины должны свободно перемещаться по нити. Мала – род, линия, учитель. Божество – учитель – ученик. Если четки перемещаются на нити плохо, застревают – это плохо. Если нить четок слишком длинная, то действия замедляются. Если отверстия велико, а нить узка – то препятствия в практике.

Читайте также  Мантра Сатурну для нейтрализации негатива

Промежуток между бусинами должен отмеряться шириной пальца руки.

Нельзя использовать бусины разного материала и размера. Если бусина сломалась, это символизирует прерваность линии передачи. Необходимо заменить, иначе наступит болезнь.

Счетчики хорошо иметь серебрянные. Если используете чьи-то старые, или купили чужие – это плохо, лучше новые четки. Если четки порвались или сломались, лучше их не использовать. Нельзя касаться четками животных, особенно кошек и собак – они сразу забирают энергию четок.

Позиция пальцев при начитке мантр

Четки необходимо держать в левой руке. Мантры мирных божеств начитываются указательном пальце левой руки, а четки располагаются напротив сердца. Четки перебираются на себя, снаружи вовнутрь.Во время перебирания четок нельзя переходить через голову четок. Если вы делаете это, то они четки не удерживают силу мантры.

Когда читаешь мантры Манджушри, Сарасвати, Мандаравы, Куберы – задействуется средний палец левой руки и четки располагаются напротив пупочной чакры, что символизирует увеличение действия.

Безымянный палец используется при чтении мантр Гаруды, Гуру Драгпо, Симкамукхи и др., при этом необходимо располагать руку напротив половой чакры.

Мизинцем перебирают четки при чтении мантр Ямантаки, Ваджракилаи и др. и располагают мизинец на уровне колена. В этом случае можно перебирать четки также безымянным пальцем правой.

После окончания складываются ладони с четками и дуют на них – и сила мантр сохраняется передается четкам. После – прикоснуться четками макушки головы, через что передается благословление мантр.

Для четок – особая самая. Четки всегда носите с собой на теле. Если четки хранятся отдельно, для этого нужен специальный мешочек. Для гадания использовать отдельные четки.

Четки из кости животных, рогов нельзя использовать для лечения.

Размер бусин на четках также разнится. Для чтения гневных мантр лучше всего иметь бусины величиной с большой ноготь пальца ноги. Для мирных – с ноготь мизинца».

Как читать мантры правильно?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Знаете ли вы, как читать мантры правильно, и зачем это делать? Если нет, то приготовьтесь пополнить свои знания, сегодня вы узнаете много интересного.

Давайте для этого заглянем в загадочный Тибет.

Из древних преданий

Тибетцы верят, что давным-давно их землю посетили сущности из другого измерения, которые обладали отменным здоровьем и любую возникающую с ним проблему могли решить на энергетическом уровне.

Они поделились своими знаниями с людьми и научили их лечиться мантрой. Тьюранг и Масанг (так их звали) наделили переданные мантры особой энергией.

Предание гласит, что гора Кайлаш – это место, где люди научились исцеляться мантрами.

Это было ещё до появления буддизма в Тибете, когда там бытовала только древняя религия Бон. Слово «бон» значит «начитывать», и мантры начитывали для лечения повсеместно и бонские жрецы, и народные целители.

Мантры, Бон и буддизм

В XVIII веке в эту местность распространился буддизм. На тибетский язык переводились с санскрита его философские тексты.

В одном из многочисленных томов буддийского учения рассматривалось исцеление мантрой. Некоторые мантры привёз с собой и великий индийский тантрический йогин Падмасамбхава.

Таким образом, мантры появились на этой священной земле и развивались двумя разными путями, но сущность их оставалась единой.

Виды воздействия

Некоторые люди скептически относятся к этому ритуалу, считая его суеверием. Но тут нужно учитывать один тонкий нюанс.

Для того чтобы мантра действовала, нужно быть человеком, достаточно развитым духовно.

Мантра по-тибетски – это «нак», что значит «избавлять» или «сохранять». По результату воздействия выделяют такие разновидности этих заклинаний:

  • убирающие страдания на ментальном и физическом уровне;
  • проясняющие сознание;
  • тайные.

Действенность последних прямо связана с тем, насколько тайно была проведена эта практика.

Дыхание и энергия

Когда распевают мантры, дисбаланс энергии в организме восстанавливается. Дыхание преобразовывается так, что человек начинает чувствовать внутреннюю энергию, ритмично опускающуюся вниз со вдохом и поднимающуюся вверх и выходящую с выдохом.

Этот многократно повторяющийся ритм приводит к гармонизации энергетического тела человека.

Примером может служить шестислоговая мантра «Ом Мани Падме Хум», которую обращают к Авалокитешваре: на слоге «ом» человек делает вдох, во время пения «ма» и «ни» энергия опускается всё ниже, достигая почек.

Мантра «Ом Мани Падме Хум»

На «пад» поток энергии поворачивает вверх, продолжая движение выше на «ме» и выходя вместе с воздухом наружу вместе с произнесением «хунг».

Действие другой мантры «ОМ А ХУНГ» тоже зависит от правильного дыхания и осознания движущегося потока энергии внутри тела.

Её можно произносить вслух или про себя. Размеренно дыша, нужно неизменно визуализировать продвигающуюся энергию и помнить, что «ом» — это вдох, «а» — задержка воздушного потока в области пуповины перед выдохом, «хунг» — выдох.

Без осознания потока энергии внутри себя, его целительной силы, даже многократное повторение этой мантры не принесёт решительно никакой пользы. Об этом очень важно помнить.

Мантра «ОМ А ХУНГ» имеет жизненное значение. При правильном многократном её пении мысли перестают тревожить человека, тело пребывает в приятном расслаблении.

Следует обратить внимание, что в конце надо произносить именно «хунг», а не «хум», так как второй из этих слогов создаёт препятствия на выходе энергии и воздуха.

Заклинание «ОМ А ХУНГ» — очень сильное, ведь в нём каждый слог олицетворяет собой одну из составляющих природы человека:

  • ОМ – тело,
  • А – речь,
  • ХУНГ – ум.

Его применение гармонизирует тело, речь и ум.

Эта мантра полезна нервным, легковозбудимым людям. Как правило, у них учащённое дыхание, состоящее только из вдоха и выдоха. А средняя фаза «а» как раз и обладает целительной силой, помогая успокоиться и обрести душевное равновесие.

Поэтому имеет смысл практиковать и отдельное произнесение «а». Звук произносится троекратно с паузой в несколько секунд, затем повторяется опять, и так нужно делать несколько минут. Эта практика помогает научиться ни о чём не думать.

Чётки и чтение мантр

Любые мантры, чтобы они действовали, рекомендуется повторять, как минимум, 7 или 21 раз, а в идеале – 108.

Чтобы не сбиться со счёта, используют чётки. Они могут быть разного цвета и выполнены из разного материала, в зависимости от поставленной при чтении мантр цели. Чётки дополнительно усиливают их воздействие.

Наиболее целительным является белый цвет. Белые чётки могут быть сделаны из:

  • хрусталя,
  • белого стекла,
  • белого сандала,
  • слоновой кости.

Также белый цвет в буддизме связан с востоком, что оказывает дополнительное успокаивающее воздействие.

Желтые и золотые чётки:

  • увеличивают энергетический потенциал;
  • приумножают денежные потоки;
  • развивают успех, например, в любви;
  • проясняют сознание,

а янтарные чётки способствуют излечению глаз.

Существует ещё много разновидностей этих ритуальных предметов, выполненных из различных природных материалов — например, деревянные — разной окраски.

Каждый цвет и вещество имеет своё смысловое предназначение, поэтому для успешной практики необходимо его уточнить: к примеру, какие чётки и мантру выбрать для достижения похудения.

Как держать чётки

При начитывании мантр чётки находятся в левой руке на указательном пальце. Лицом нужно повернуться в требуемую сторону.

Направления могут быть разными, при лечении смотрят на восток. Большой палец отсчитывает по одной бусинке после каждой мантры.

На чётках обычно 108 бусин, но бывает и меньше (68, 54, 21, 7). Между ними находятся две другие бусины, побольше и поменьше.

Большая символизирует мужскую энергию «яб», а та, что поменьше, – женскую «юм». Большая бусина ещё олицетворяет союз этих энергий. Если по какой-то причине этих двух бусин не хватает на чётках, их нужно туда нанизать, без них чётки не работают.

При лечении рука с чётками находится у сердца. Передвигая бусины по направлению к телу, практикующий направляет энергию в своё сердце.

Положение руки тоже зависит от поставленной цели, как и расположение чёток на ней. Они могут располагаться по-другому, если целью ставится достижение иного результата.

Иногда требуется направлять поток энергии в противоположную сторону, чтобы не допустить проникновение негативной энергии внутрь. Тогда бусины передвигают в направлении от тела. Так же делают и во время выполнения гневных практик.

Отсчёт при чтении мантр всегда начинается с самой большой бусины. Дойдя до 108-й из них, ни в коем случае не переступают через эту главную бусинку.

Левой рукой нужно просто развернуть чётки и продолжить чтение, перебирая бусы в том же направлении. По окончании нужно сжать чётки обеими ладонями, дунуть на них и коснуться лба, затем макушки.

Чётки и мантра приумножают действие друг друга. Выдыхаемый воздух придаёт силу мантры чёткам и усиливает их. Они являются предметом, накапливающим энергетику.

Поэтому с началом практики нужно обзавестись своими новыми чётками, никому их не давать и носить при себе, например, на шее, не оставляя без присмотра.

Важно помнить о том, что при лечении мантрами нельзя сомневаться. Если человек сомневается, они просто не будут работать.

Передача мантр

Для того чтобы практика была верной, во многих случаях нужно получить передачу мантры от учителя. Недостаточно просто прочитать её в книге или в интернете. Мантру нужно услышать от учителя.

Многих начинающих буддийских практиков интересует вопрос, можно ли слушать мантру в аудиозаписи для получения её передачи? Можно. Но есть некоторое количество мантр, которые передаёт лично только учитель.

Передача важна, чтобы сохранить силу первоисточника мантры. Например, уже многие столетия тибетские целители используют мантру Будды Медицины, которую тот донёс до наших дней через цепочку учителей:

«ТАЙАТА ОМ БЕХАНЗЭЙА БЕХАНЗЭЙА МАХА БЕХАНЗЭЙА РАНДЗА САМУТГАТЭ СОХА».

Это значит: «О, владыка величайшей натуральной медицины, надели меня, пожалуйста, всеми силами, имеющими к ней отношение».

Заключение

Всего доброго, друзья! До новых встреч в нашем блоге. Нажмите на кнопочки ниже, поделитесь полученной информацией в социальных сетях, если она вам понравилась.

Тайные мантры буддизма

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Ваджраяна — тантрический буддизм

Уже в начале 1 тыс. н.э. от махаяны отделяется «ваджраяна» («алмазная колесница»). Ваджра – в древней ведийской мифологии – оружие бога Индры (дубина, палица грома). Слово “алмаз” – неточный перевод. Появившись в начале IV в., Ваджраяна достигает расцвета в VIII в., становясь третьим основным направлением в буддизме.

Читайте также  Тайна символа Ингуз

Другое название ваджраяны – гухья-мантраяна («колесница тайной мантры»).

Если колесница парамит Нагарджуны есть «причинная» колесница, то Ваджраяна – колесница тайной мантры – называется «результативная» колесница.

Основная практики этой колесницы – повторение мантр, особой формулы из звуков. Мантра на санскрите означает «освобождение (трая) ума (манас). Путь «тайной мантры» значительно могущественнее причинной колесницы парамит и может привести к состоянию будды не за много кальп, как это бывает путем накопления заслуг в обычной махаяне, а за одну жизнь.

Еще одно название ваджраяны – «тантра». Слово тантра означает – досл. Санскр. «поток (психики)», «непрерывность».

Несомненно существует связь между тантрическим буддизмом и тантрическими обрядами индуизма.

Суть особого метода буддийского тантризма в так называемой «йоге божественных форм», которая ускоряет обретение второго тела Будды – «самбхогакая» («тело блаженства»).

Тантрами называются тексты, излагающие это учение. Древнейшие тексты буддийских тантр датируют I-III вв. н.э. Тантры имеются и в индуистской традиции. Индуистские и буддийские Тантры написаны на одном языке – санскрите. И хотя часто в них используются одни и те же термины, понимаются они совершенно по-разному. Базовые тексты ваджраяны, которые наряду с сутрами считаются словом Будды, «Калачакра-тантра», «Гухьясамаджа-тантра» и др.

Будда Шакьямуни в течение своей земной жизни дважды излагал учение тантр. Один раз он был приглашен правителем страны Оддияны[12]. Когда Будда явился к царю, тот выслушал все учения и сказал, что не может оставить трон и стать монахом, и спросил, есть ли какой-нибудь способ достичь Просветления, не отрекаясь от мирской жизни. Тогда Будда мгновенно обрел форму Самбхогакайи – божества Гухьясамаджу, а все окружение превратил во дворец, сотканный из света – мандалу. После этого Будда проповедовал царю учения, которые были записаны в виде «Гухьясамаджа-тантры». В другой раз Будда проповедовал учения «Калачакра-тантры» по просьбе царя другой мифической страны – Шамбалы.

Учения всех остальных тантр (а их насчитывается много сотен) были изначально изложены другими буддами, причем не на земле, а в сверхреальности. В наш мир их сообщили люди, обладающие сверхспособностями – «сиддхи». Само это слово обозначает как людей обладающих сверхспособностями, так и сами эти сверхспособности. Например, умение летать, мгновенно перемещаться в пространстве, читать мысли людей и т.д. Но главной целью считается обретение Просветления. Многие сиддхи после обретения Просветления растворяли свое тело в свете.

Главным среди сиддхов является Падмасамбхава (Лотосорожденный), считающийся проявлением самого Будды. Повествуется о чудесном рождении его в цветке лотоса. В буддизме лотос символизирует познание (просветление), разрушающее сансару и дающее нирвану, а также – символ йони. Античная традиция знает «лотофагов» («поедатели лотоса») – этот цветок отнимает память и дарит сиюминутные удовольствия.

Уникальная значимость лотоса – водяной лилии – связана с идеализированной формой вульвы. Сексуальная образность лотоса наиболее заметна в тантрическом буддизме: стебель – мужское начало, цветок – женское начало. Это «сокровище лотоса» заклинается в мантре «Ом мане падме хум» (Джек Трессидер).

Падмасамбхава[13] – персонаж в буддийской мифологии, в основе образа – реальный человек, приглашенный тибетским царем Тисонгдэцэна (755-791) распространять там буддизм.

Сохранилась история о восьми великих мастерах – «видьядхарах» (держателях ведения), которые независимо друг от друга оказались у знаменитой ступы в Индии, где небесное существо – «дакини» – вручило каждому по одному из разделов тантр. Позднее они передали все падмасамбхаве и он распространил эти учения, они получили название «старых тантр».

Другие тантры – «новые тантры» – получили 84 Махасиддха (Великих Сиддха). Сначала они были монахами в монастырях, которые искали эффективных средств быстрого просветления. Потом происходила встреча с дакинями. После этого они попадали в страну Оддияну или подобное место, получали соответствующие учения, возвращались, занимались практикой и быстро достигали Просветления. Сиддхи следующих поколений получили уже учения от них. Сиддхи в своих песнях («дохах») в иносказательной форме описывали высшую истину и методы ее достижения.

Великими сиддхами являются Тилопа (988-1069) и его ученик Наропа (1016-1100). Тилопа родился в 988 г. в семье брахманов в Бенгалии. Стал монахом и долго изучал философию. Однажды к нему явилась дакини в виде безобразной синеглазой дакини и передала ему опыт переживания высшей истины. Тилопа после этого вышвырнул в реку все свои книги, двенадцать лет провел на кладбище, занимаясь медитацией. После этого отправился в Бенгалию, где 6 лет был слугой проститутки Баримы. А Барима на самом деле была дакиней. Занимаясь с ней тантрической практикой, он достиг абсолютной чистоты ума – Просветления. Он часто представал в необычных формах, например в виде пылающего огненного тела, или парил в пространстве радужного света, или принимал вид йога, в объятиях множества женщин. Тилопа вознесся, покинув свое тело, в 1069 г., в возрасте 81 года. Нынешний глава буддистов Калмыкии считается перевоплощением Тилопы.

Великий сиддха Наропа (1016-1100) родился в Бенгалии в царской семье. Женился, но через 8 лет расторг брак и стал монахом. Позднее поселился в знаменитом монастыре-университете Наланде, где достиг большой учености. Но однажды он увидел отвратительную старуху-дакиню, которая сказала ему, что ему следует идти к Тилопе, который знает истинный смысл учения. После 12 лет поисков он встретил Тилопу, одетого как йогин, с волосами, завязанными узлом, и глазами, налитыми кровью. Началось ученичество.

Однажды Тилопа вдруг снял сандалий и неожиданно со всей силы ударил Наропу по лицу – тот немедленно осознал природу своего ума. После медитаций на кладбище Тилопа разрешил ему учить и предсказал, что главным его учеником будет Марпа из Тибета. Многие учения Наропа получил прямо от различных тантрических божеств. В 84 года Наропа ушел в небесные сферы.

Все тантрические учения подразделяются на 4 класса. Общими для них являются:

Почитание учителя – гуру.
Медитация на выбранное божество – «йидам» (идам).
Медитация на выбранное божество (йидамов, как и тантр, существуют сотни) становится сутью всего духовного пути ваджраяны. Практикующий с самого начала представляет себя в виде световой формы йидама, а весь окружающий мир как дворец-мандалу.

Тантристы разрабатывали магические заклинания (мантры), ритуальные жесты (мудры) и танцы, во время которых «поет тело». Магические круги (мандалы) использовали как средство концентрации. Большое количество ужасных божеств и демонов давали тантризм к пантеону Будды.

В сознании тантриста устраняется деление на «хорошее и плохое», «приятное и отвратительное», «прекрасное и безобразное». Для достижения этого практикуется долгое рассматривание трупа (это только в тантре). Использование отвратительных вещей. Нарушение существующих табу, например, поедание мяса запретных животных, причем его нужно смешивать с навозом и мочой (сам Будда практиковал это).

Буддисты как и индуисты различали Тантру «правой руки» и «левой руки».

Адепты тантры достигают просветления, воспроизводя божественное спаривание (йидам) с партнерами-женщинами. В тантре поклоняются изображениям совокупляющихся женских и мужских божеств.

Сам Будда постоянно соединен с женским началом в соитии. Отсюда и формула: «буддизм закаляется в йони». Существует бесчисленное изображение Будды в соитии с Шакти, которые дают образцы соитий.

В сексуальном мистицизме ваджраяны «молнией» является фаллос, а в других текстах сам Будда – фаллос. Сукхавати[14] – «счастливая страна», «чистая земля», сотворенная буддой Амитабхой, именуемая раем – отождествляется с йони. Пять жизненно важных мелодий символизируют семя[15].

В буддийской тантре «левой руки» практикуется соитие с чужой женой, с девственницей, сестрой, дочерью – во нарушение всех возможных табу для получения «чистого», Просветленного, сознания утратившего способность различения хорошего и плохого, доброго и злого и т.д.

Практикуется также соитие с дакинями – «блуждающими по небу», отвратительными, обнаженными дьяволицами. Эти женщины изливали свою силу в посвящаемых в Тантру мужчин во время ритуального совокупления с инициируемым. Падмасамбхава получил инициацию через соитие с Дакини на площадке, где сжигали покойников.

Учение ваджраяны получили широкое распространение по всей Индии, но особенно в двух областях: в северо-западной (Кашмире и Оддияне) и к юго-востоку от Ганга (Ориссе и территории государства династии палов).

Ваджраяна в Индии перестала практиковаться в XII в., не без воздействия ислама. Однако эти учения были перенесены в Тибет, где соединилась с местными культами и из Тибета распространилась в Монголию и Китай.

Буддийская тантра просочилась и на юго-восток Азии. Процветала в VIII в. в монастырях Бирмы. В X в. распространилась на Яве. В XIV в. китайские путешественники находили ее в Камбодже, они заявил, что в Камбодже каждая девушка должна быть лишена девственности буддийским монахом до свадьбы. Проникла в Японию (школа сингон).

Но особенное распространение ваджраяна получила в Тибете и в странах, попавших в сферу его культурного влияния.

Свами Даши

Особенности медитаций в буддизме

Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.

Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.

Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:

  • смрити – наблюдение за собой;
  • шамадха – умиротворение ума;
  • випассана – постоянная осознанность ума;
  • дхьяна – концентрация внимания;
  • саматхи – сосредоточение;
  • прадженя – прозрение на уровне интуиции, подсознания;
  • бхавана – непосредственно сама медитация.

Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.

Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.

Все практики часто делятся на две составляющие:

  • действие – физические и психические упражнения, например, развитие интуиции, отстройка йогических асан;
  • созерцание – путешествие вглубь себя, познание природы окружающих вещей и явлений путем средоточенного наблюдения за ними.
Читайте также  Руны молодости и красоты

К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.

В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:

  • шрути – обучение: следование инструкциям учителей, изучение священных текстов;
  • вичара – размышление над новой информацией, над увиденным и услышанным, применение методов к себе;
  • бхавана – непосредственная медитация.

Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.

  1. Медитация и происходящие во время нее трансформации ума также содержат несколько этапов:
  2. Ум сосредотачивается, чтобы понять смысл истины.
  3. Отсекаются беспокойства и мыслительные процессы.
  4. Ум избавляется от эмоций: переживаний, радостей, сомнений.
  5. Наступает невозмутимость, отрешенное от мира состояние.

Практику составляют два вида медитации:

  • аналитическая – дает взглянуть на реальность без призмы субъективности, показывает вещи такими, какие они есть;
  • стабилизирующая – сосредоточение и удержание внимания на этих вещах.

Чтобы практика прошла успешно, ее стараются проводить постоянно, иногда даже несколько раз в день, и главное – в одно и то же время. Считается, что утренняя медитация – самая продуктивная. О том, какой время выбрать для медитации, мы писали в этой статье.

Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.

Мантра, очищающая карму и мысли

Буддийские молитвы читаются во время медитации. Согласно традициям Ваджраяны, мантры способствуют просветлению человека уже в этой жизни, а также очищают карму. Человеческая душа, как операционная система компьютера, хранит временные файлы обид и переживаний. Каждый раз, вспоминая о чем-то плохом или отдаваясь зависти и злословию, люди загрязняют карму не только собственную, но и всей планеты. Как же очистить душу с помощью священных мантр Ваджрасаттвы?

  • Главнейшее условие заложено в тексте самой молитвы: человек должен сам захотеть избавиться от негатива в своем подсознании.
  • Перед чтением мантры отыщите спокойное место в тишине, где ничто не сможет отвлечь вас от медитации. Затем примите удобное положение и закройте глаза.
  • Буддийскую молитву Ваджрасаттве можно не только произносить, но и слушать. Используйте комфортные наушники. Сосредоточьтесь на священных словах, не отвлекаясь на случайные посторонние звуки.
  • Очищать карму мантрой лучше всего на рассвете, с первыми лучами солнца. Ваша душа возродится так же, как дневное светило каждое утро поднимается из-за горизонта.
  • Мантра, очищающая карму и мысли, требует расслабления и сосредоточенности одновременно. Не стоит напрягаться, позвольте мыслям течь свободно.
  • Постарайтесь увидеть внутренним зрением образ божественного Будды-Ваджрасаттвы – прекрасного существа с белой кожей, восседающего в позе лотоса. В одной руке он держит ваджру, а в другой – колокольчик.

Помимо шестислоговой молитвы Ваджрасаттве, существует более древний текст из ста слогов. Именно его читают буддийские монахи перед важными ритуалами. Какой же вариант мантры предпочесть? Согласно ламе Джамгон Конгтрулу, создавшему краткую версию, она обладает всей силой исходной молитвы. Вы можете слушать или читать одну из них.

Разновидности

Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.

Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.

Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.

Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:

  • випассана, или по-тибетски лхатонг – направлена на прозрение и развитие мудрости, познание тела и ума;
  • саматха (шаматха), или по-тибетски шинэ – направлена на успокоение, делает ум чистым, незамутненным, сосредоточенным.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание. Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект.

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

  • анника – непостоянство;
  • анната – пустотность;
  • дукха – привязанность.

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Осознанность

Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.

Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще. При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.

Практика осознанности охватила многих людей, даже тех, кто не знаком с буддизмом и просто желает поправить собственное психическое и физическое здоровье. Ее преимущество в том, что практиковать можно везде: дома, на работе, на прогулке, в машине, в больнице, в школе.

Саматха и радужный свет

Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне. Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр.

Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.

Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.

Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.

После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.

Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.

Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.

Метта

Ее также называют медитацией любящей доброты, а в более современных трактовках – медитацией милосердия. Своими корнями она уходит в Тибет, а сегодня распространилась повсеместно на буддийских землях.

Само название переводится как “добро”, “милосердие”, “сострадание”. Ее рекомендуется практиковать людям, которые сами в себе замечают эгоцентризм, проявление гнева, злости, несправедливость по отношению к другим, а также нарушения сна. Метта-медитация помогает обрести внутреннее спокойствие, взрастить эмпатические чувства, любовь к ближним и всему миру в целом.

Чтобы приступить к ней, нужно сесть в удобном положении, закрыв глаза. В районе чакры сердца нужно мысленно вообразить сгусток энергии, в которой сосредоточилась любовь. Ее нужно направлять поэтапно на:

  • себя;
  • близких людей, родных, друзей;
  • людей, которые вам безразличны;
  • неприятных людей, соперников;
  • Вселенную, весь мир в целом.

Дзадзен

Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.

Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.

Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.

https://www.youtube.com/watch?v=https:GRJJcVItMlM

Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.