Троица праздник основания христианской церкви

Троица — праздник основания христианской церкви

Троица является третьим великим праздником в православии наряду с Рождеством и Пасхой. Именно в этот день была основана первая христианская церковь, когда Дух Святой почил на апостолах. Так что Троица — праздник основания церкви. В статье мы рассмотрим вопрос, что рассказывает православная церковь об этом знаменательном дне, как его правильно отмечать и что обозначает триединство? Узнаем, кто установил празднование Троицы, а также рассмотрим народные традиции, связанные с троицыным днем, и иконографию. В конце статьи вы послушаете рассказ о празднике Троицы протоиерея Андрея Ткачева.

Символизм Триединства

Православная вера основывается на почитании триединого бога — Отца, Сына и Духа Святого. Это триединая сущность Бога, которая неразрывна в своем единстве. Человеческий разум не в состоянии постичь духовные тайны, поэтому нам необходима вера. Только верой можно постичь духовные откровения, невыразимые словами.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Единосущный в триединстве бог обитает в трех личностях, которые обладают своей индивидуальностью. Противники христианства пытаются убедить последних в идолопоклонстве, потому что не могут понять земным разумом, как трое могут быть единым целым.

Среди трех личностей Троицы нет главного и второстепенного — они все движимы единой целью и связаны общей мыслью.

Поэтому Дух Святой тоже является личностью, которая может обладать собственными характеристиками. Эта личность настолько ценна в Троице, что хула на нее приравнивается к смертному греху. Итак, через 50 дней после воскресения Иисуса на землю снизошел Святой Дух — третья ипостась единосущной Троицы.

День основания церкви

Почему Троица является днем основания церкви? Потому что именно через 49 дней после воскресения Христа в мир снизошел Дух Святой, который почил на апостолах в образе языков пламени. Это был особый огонь — духовный: он не обжигал человеческую плоть.

Об этом событии возвестил Спаситель перед вознесением на небеса, за 10 дней до сошествия. Он сказал, что на учеников снизойдет особенная сила, которая позволит нести благую весть по всей земле.

В это время в Иерусалиме праздновали Шавуот (день дарования Торы на горе Синай), и многие увидели чудо явления Духа Святого ученикам Иисуса и их умение разговаривать на других языках. Некоторые посчитали апостолов пьяными, однако иностранцы сразу же узнали свою родную речь, когда апостолы говорили на их языке. Поэтому профанация была исключена. О чем говорили апостолы на другом языке? Они возвеличивали силу Бога и провозглашали Евангелие.

Тогда люди спросили апостолов, что им нужно делать? На что последние ответили — принять Иисуса спасителем и креститься. В тот день приняло веру более 3000 человек, что и ознаменовало собой рождение церкви.

Чудо снисхождения Святого Духа на землю почитается как особенный день для всех христиан мира. Иисус сказал: «Идите и проповедуйте царство Божие на земле». Он дал прямое указание апостолам нести благую весть (Евангелие) всем народам мира, говорящим на разных языках.

Робкие и несмелые апостолы получили великую силу и с дерзновением отправились проповедовать евангелие всем людям. Они установили время почитания Духа Святого — Троицу — и заповедовали отмечать праздник ежегодно (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). На Втором Вселенском Соборе Триединство закрепили законодательно. В этом церковном догмате установлено равенство и единосущие трех Ликов — Отца, Сына и Духа Святого.

Троицын день в православии

Православная традиция свято чтит день сошествия благодати на землю. Этот день относится к двунадесятым подвижным церковным праздникам и отмечается через 49 дней после Пасхи Христовой. Следующий за Троицей понедельник называется Духов день.

В православии Троица венчает пасхальный цикл богослужений, поэтому все следующие за ней недели литургий нумеруются и именуются «неделями по Пятидесятнице». После Троицы начинают читать молитвы Святому Духу вплоть до следующей Пасхи. После Пасхи молитва Святому Духу не произносится ни на богослужениях, ни в домашнем чтении.

Соборы и храмы украшены зеленью, верующие приносят на богослужение букеты цветов и луговых трав. В этот день священнослужитель произносит молитвы коленопреклоненно, а паства молится в земном поклоне.

Народные традиции

Люди именуют Троицу зелеными святками. В этот день принято освящать букеты луговых трав и цветов в храме. Затем их приносили домой и располагали за иконами. Считалось, что освященные на Троицу травы могут спасти от пожара и нашествия грызунов. Букеты раскладывали на чердаке и в житницы.

Также на Троицу церковные полы устилали травами, которые разбирали после службы люди. Эти травы кипятили в воде и пили отвар для исцеления от болезней, а также примешивали к сену. Из ветвей берез, стоявших на службе в церкви, плели венки, которые потом использовали при посадке рассады капусты.

Праздник Троицы отмечали два дня — в воскресенье и понедельник. Работать было запрещено, так как земля почиталась как именинница. Всю неделю до следующего воскресенья можно было кушать скоромную пищу, а в следующий после Духова дня понедельник уже начинался Петров пост. Этот пост заканчивался почитанием Петра и Павла.

Иконы Троицы

В иконографии есть два сюжета изображения Троицы. Первым из них считается изображение трех Ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Это были три таинственных странника, которые явились праотцу в дубраве Мамре. Путники сообщили Аврааму о долгожданном рождении сына. Изображение странников и четы Авраама можно увидеть в Троице-Герасимовской церкви в Вологде, на иконе Святая Троица в бытии, и Троица Зырянская на триумфальной арке базилики в Риме.

Следующей иконой о Троице является знаменитая живопись преподобного Андрея Рублева. Это уже завершенное символичное изображение троичности Бога. По сравнению с явлением Ангелов Аврааму, которое было предтечей и пророчеством о Троице, мы видим воплощенный в своем совершенстве триединый образ Бога. На иконе изображены три святых лика, жертвенная чаша на трапезном столе. Единосущная Троица многократно изображалась иконописцами, но икона Андрея Рублева является классическим образцом иконографии.

Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому — еще один пример канонической иконописи. Существуют и неканонизированные изображения Святой Троицы, к которым нужно относиться осторожно. В католической церкви можно встретить икону «Коронование Богородицы», где тоже изображена Святая Троица в образе Отца, Сына и Духа Святого.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Историческое содержание

Оглавление

День Святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи.

^ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦЕРКВИ

^ Названия праздника

Двойное название этого двунадесятого праздника указывает на его дохристианские истоки (как и в случае с праздником Пасхи). Рождение собственно христианского праздника Святой Троицы произошло, как считают историки, в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы; поэтому наш календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (греч. Пэнтэкостэ) имеет формально хронологическое происхождение и не выражает существа чествуемого события, но означает лишь то, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).

^ Еврейская Пятидесятница

В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Это произошло, по мнению большинства ученых, во второй половине XIII в. до н. э. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви. Теперь постараемся понять – как родилась Церковь Нового Завета, Церковь Христова. Обратимся к текстам.

^ Что произошло в Иерусалиме?

Иерусалим же был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Они услышали этот неожиданный шум, подобный шуму бури и надвигающейся грозы, пришли в смятение и поспешили к дому апостолов. Их изумлению не было конца, когда они увидели простых галилеян, вдохновенно вещавших на разных языках. Более того, для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке! Чтобы подчеркнуть это чудо многоязычия, апостол Лука нарочито приводит длинный список народов со всех концов Римской империи, включая и отдаленные окраины (смотрите выше текст Апостольского чтения на Литургии).

^ Мессианское Царство или Церковь Христова?

Настало время исполнения древних пророчеств, – обращается к собравшимся апостол Петр, – Мессианское Царство уже основано, а Иисус из Назарета, распятый «руками беззаконных», воскрес. Именно Он, отвергнутый ослепленной националистическим безумием толпой, и есть обетованный Мессия, – цель и смысл всей ветхозаветной истории ожидания. Дух Божий, излившийся в мир, просветит разум каждого, желающего стать «гражданином» Его Царства. Для этого нужно лишь покаяться и принять крещение «во имя Иисуса Христа», получив при этом «дар Святого Духа» (2:38).

Это Мессианское Царство, смысл которого стал понятен самим апостолам лишь в эти минуты, отныне пребывает в мире в образе Церкви Христовой. Само же слово «Церковь» (по гречески – Экклесиа) означает «Собрание», а чудо понимания апостольской проповеди является знамением ее вселенского призвания, так как слушатели происходят из всей Вселенной (Ойкумены, или Экумены), как называли тогда Римскую империю. Трагическое разделение народов, происшедшее некогда у Вавилонской башни, приходит к концу: Бог «всех призвал к единству», – как поется в кондаке праздника. Прочтем его еще раз (слова в квадратных скобках даны для пояснения).

Читайте также  Мантра Ом таре туттаре туре соха правильное произнесение

«Когда сошел Всевышний и смешал языки
[в Вавилонском столпотворении],
то этим Он разделил народы.

Когда же Он раздал огненные языки [в день Пятидесятницы],
то всех призвал к единству;
и мы единогласно славим Всесвятого Духа».

«Когда люди солидарны в дерзновенном зле, они теряют дар коммуникации, дар взаимного понимания. Но этот дар восстанавливается ради истины. Языки символического, духовного огня над головами апостолов означают, что языковые и этнические барьеры прорваны: Истина идет к человеку не как к «эллину», «иудею» или «скифу», но именно как к человеку» (Рашковский Е. «С высоты Востока. », с. 60).

Сила проповеди апостола Петра была ни с чем не сравнима: около трех тысяч человек приняли крещение в день Пятидесятницы. Так родилась Новозаветная Церковь.

^ Окончательное прозрение апостолов

Что же произошло с учениками Христа? Историки не могут дать на это ответа. Бесспорным является лишь то, что в этот день они наконец стали истинными апостолами («посланниками»). В страхе бежавшие из Гефсимании, а в день Вознесения надеявшиеся на воссоздание земного Израильского царства, они обращаются теперь ко всему миру. Мир будет преследовать их, сажать в тюрьмы, бросать на арены Колизея в лапы диких зверей, – но окажется бессильным перед таинственным Даром, полученным в Пятидесятницу. Пройдет три века, и горделивые римские императоры, именовавшиеся «спасителями отечества» и причислявшиеся Сенатом к «сонму богов», признают себя скромными подданными Царства Галилейского Учителя.

^ Христианская Пятидесятница: событие и праздник

Почти две тысячи лет тому назад, в день еврейской Пятидесятницы, мир воспринял тайну Триединого Бога: Ветхий Завет знал Единого Бога, положившего основание Ветхозаветной Церкви; Сын, воплотившись на земле, создал Церковь Нового Завета; Дух Святой открыл ее историческое время и действует в ней «до скончания века». Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Богословское учение о взаимоотношении Лиц Святой Троицы было окончательно сформулировано еще в IV веке, в период ожесточенных тринитарных споров, вызванных лжеучением Ария Александрийского, и закреплено в Никео-Цареградском Символе веры. Но далеко не всем известно, что первые храмы во имя Святой Троицы появились в христианском мире гораздо позднее, не ранее XII в., причем, сначала на Западе (этот вопрос требует специальных изысканий). Вскоре, в 1335г., скромный инок Сергий построил первую на Руси деревянную Троицкую церковь посреди глухого Радонежского бора, ставшую основой будущей Троице-Сергиевой Лавры, – центра духовной жизни России.

Празднику Пятидесятницы предшествует Троицкая родительская суббота – день поминовения усопших.

В самый день праздника, после Литургии, совершается Вечерня, на которой читаются три молитвы, обращенные к Триединому Богу. В это время, впервые после Пасхи, все становятся на колени.

Ко Дню Троицы храмы и дома у нас украшаются деревьями, травой и цветами. Обычай связан с историческим воспоминанием обрядов ветхозаветной Пятидесятницы, – принесением Богу зеленеющих начатков жатвы, а также с русской народной традицией проводов весны и встречи лета.

Первый понедельник после Пятидесятницы именуется Днем Святого Духа. Он является как бы продолжением праздника Святой Троицы и посвящен особому чествованию Ее Третьего Лица. С этого же дня начинается первая седмица по Пятидесятнице; она именуется «сплошной», потому что пост в среду и пятницу отменяется. А с понедельника второй седмицы начинается Петров пост.

Явление Трех Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы. Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева.

^ Богослужебные тексты; краткая библиография

Текст Троицкой службы см. в любом издании Триоди Цветной (у греков – Пентикостарион). Русский перевод основных текстов, включая длинные молитвы Троицкой Вечерни, см.: Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке / [Сост.] свящ. В. Адаменко. Нижний Новгород, 1926 (репринт: Париж, 1989), с. 158-171.

О еврейской Пятидесятнице, о новозаветном событии сошествия Святого Духа на апостолов и христианском празднике Троицы см.: Библейская Энциклопедия / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. Российское Библейское общество, 2002, с. 120, 144, 148, 157, 158, 342; Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974, кол. 958-962; Левинская И. А. Деяния апостолов. Главы I-VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999, с. 112-145; Кирилл Александрийский, св. О святых праздниках. Гл. 17 // Творения св. отцов в русском переводе. Кн. III. М., 1885 (изъяснение трех важнейших еврейских праздников с экскурсами в христианскую Пасху); [Григорий Палама, архиеп. Фессалоникийский, св.] Беседа святителя Григория Паламы о свершившемся в день Пятидесятницы // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 11; Иудейские и христианские праздники суть памятники истины (без подписи) // Христианское Чтение. СПб., 1821. Ч. IV, кн. 10, с. 70-72; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998, с. 56-74; Ловягин Е. Вечернее богослужение в день Пятидесятницы // Христианское Чтение. СПб., 1853. Ч. I; Дмитриевский А. Праздник Св. Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне. СПб., 1913; Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916; Рашковский Е. «С высоты Востока. » Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993, с. 56-63.

Подбор текстов, статьи и комментарии Ю. Рубана

Что такое Троица и почему этот день называют Днем рождения церкви?

На пятидесятый день после Светлой Пасхи православные христиане отмечают большой двунадесятый праздник — Троицу. Он входит в число двенадцати важнейших после Пасхи и называется еще Днем рождения церкви. В 2016 году Троица отмечается 19 июня.

В этот день во всех храмах Алтайской митрополии пройдут праздничные богослужения.

Иерей Олег Голубитских,
благочинный Барнаульского округа:

Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Но самое главное , что в этот день родилась Церковь Христова. Она дает каждому человеку духовные силы , чтобы жить воздержанно , делать добро , любить Бога и помогать ближним. Ну и , конечно , с древних времен сохранилась традиция украшать храм зелеными ветками и свежескошенной травой. Но это , скорее , дань традиции , чем неотъемлемый ритуал.

Что произошло в этот день?

После вознесения Иисуса Христа ( в 2016 году православные отмечали его 9 июня) наступил десятый день , пятидесятый после Пасхи ( Воскресения). У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы в это время вместе с Божией Матерью , с другими учениками и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

«Вдруг сделался шум с неба , как бы от несущегося сильного ветра , и наполнил весь дом. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из учеников и исполнились они Духа Святого»…

То есть постепенно Бог открывал себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге-Отце , со времени рождения Иисуса Христа , узнали о его единородном сыне , а в день сошествия Святого Духа узнали о и о третьем лице — Святом Духе. После этого они научились верить и прославлять Бога , единого по существу , и троичного в лицах — Отца , Сына и Святого Духа. Отсюда и название — Троица.

Почему Троица — это день рождения церкви?

В этот день Святой Дух сошел на каждого из апостолов и учеников в виде языков пламени , после чего они смогли говорить на всех языках всех народов и проповедовать христианскую веру по всему миру. Также им была дана способность и сила для проповеди вероучения. Поэтому этот день и называют день рождения Церкви , поскольку ученики начали активно нести проповедь Евангелия по всему миру и создавать церкви. Ведь , по сути , до этого они были малограмотными рыбаками и простыми работягами. И вдруг они покорили весь мир — не оружием , не силой , не красноречием , не своей образованностью , а евангельской проповедью.

Кстати , в Иерусалиме в это время было много евреев и к ним первым вышли апостолы с проповедью на их родных языках. В первый же день около трех тысяч человек приняли крещение.

Почему на Троицу храмы и дома украшают зеленью?

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы , цветами , свежескошенной травой. Сейчас это символизирует обновление. Также цветущие ветви напоминают о том , что под действием благодати человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Но изначально обычай идет от Ветхозаветной Церкви , когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того , как при Синайской горе все цвело и зеленело в день , когда Моисей получил скрижали закона.

Какие богослужения на Троицу совершаются в храме?

У Троицы один день предпразднства и шесть дней попразднства. Накануне вечером служится всенощная. Богослужение на саму Троицу отличается от обычных служб , которые совершаются по воскресным дням. В этот день после утренней службы , совершается особая Троицкая вечерня , во время которой читаются коленопреклонные молитвы. В них верующие просят о дарах Святого Духа и молятся за усопших.

Кстати , это единственный день в году , когда у Бога просят и за тех , кто находится в аду.

Троица — праздник основания христианской церкви

Троица является третьим Величавым Праздничком в православии вместе с Рождеством и Пасхой. Конкретно в этот денек была базирована 1-ая христианская церковь, когда Дух Святой почил на апостолах. Так что, Троица — праздник основания церкви. В статье мы разглядим вопросец, что ведает правоверная церковь о этом знаменательном деньке, как его верно отмечать, и что обозначает триединство? Узнаем, кто установил празднование Троицы, а так же разглядим народные традиции, связанные с троицыным деньком, и иконографию. В конце статьи вы послушаете рассказ о праздничке Троицы протоиерея Андрея Ткачева.

Читайте также  Что означает появление к квартире голубя?

Символизм Триединства

Правоверная вера основывается на почитании триединого бога — Отца, Отпрыска и Духа Святого. Это триединая суть Бога, которая неразрывна в собственном единстве. Человечий разум не в состоянии понять духовные потаенны, потому нам нужна вера. Лишь верой можно понять духовные откровения, неописуемые словами.

Единосущный в триединстве бог обитает в 3-х Личностях, которые владеют собственной индивидуальностью. Противники христианства пробуют уверить крайних в язычестве, поэтому что не могут осознать земным разумом, как трое могут быть единым целым.

Посреди 3-х Личностей Троицы нет головного и второстепенного — все они движимы единой целью и соединены общей идеей.

Потому Дух Святой тоже является Личностью, которая может владеть своими чертами. Эта Личность так ценна в Троице, что хула на нее равняется к смертному греху. Итак, через 50 дней опосля воскресения Иисуса на землю снизошел Святой Дух — 3-я ипостась единосущной Троицы.

Денек основания церкви

Почему Троица является деньком основания церкви? Поэтому что конкретно через 49 дней опосля воскресения Христа в мир снизошел Дух Святой, который почил на апостолах в виде языков пламени. Это был особенный огнь — духовный: он не обжигал людскую плоть.

О этом событии возвестил Спасатель перед вознесением на небеса, за 10 дней до сошествия. Он произнес, что на учеников снизойдет особая сила, которая дозволит нести благую известие по всей земле.

В это время в Иерусалиме праздновали Шавуот (денек дарования Торы на горе Синай), и почти все узрели волшебство явления Духа Святого ученикам Иисуса и их умение говорить на остальных языках. Некие посчитали апостолов опьяненными, но, иноземцы сходу же узнали свою родную речь, когда апостолы гласили на их языке. Потому профанация была исключена. О чем гласили апостолы на другом языке? Они возвеличивали силу бога и провозглашали евангелие.

Тогда люди спросили апостолов, что им необходимо созодать? На что крайние ответили — принять Иисуса спасателем и креститься. В тот денек приняло веру наиболее 3000 человек, что и ознаменовало собой рождение церкви.

Волшебство снисхождения Святого Духа на землю почитается как особый денек для всех христиан мира. Иисус произнес: «Идите и проповедуйте королевство божие на земле». Он отдал прямое указание апостолам нести благую известие (евангелие) всем народам мира, говорящим на различных языках.

Застенчивые и несмелые апостолы получили величавую силу и с дерзновением направились проповедовать евангелие всем людям. Они установили время почитания Духа Святого — Троицу — и заповедовали отмечать праздник раз в год (1 Кор. 16,8; Деян. 20,16). На Втором Вселенском Соборе Триединство закрепили законодательно. В этом церковном догмате установлено равенство и единосущие 3-х Ликов — Отца, Отпрыска и Духа Святого.

Троицын денек в православии

Правоверная традиция свято почетает денек сошествия благодати на землю. Этот денек относится к двунадесятым подвижным церковным праздничкам и отмечается через 49 дней опосля Пасхи Христовой. Последующий за Троицей пн именуется Духов денек.

В православии Троица венчает пасхальный цикл богослужений, потому все последующие за ней недельки литургий нумеруются и называются «недельками по Пятидесятнице». Опосля Троицы начинают читать молитвы Святому Духу прямо до последующей Пасхи. Опосля Пасхи молитва Святому Духу не произносится ни на богослужениях, ни в домашнем чтении.

Соборы и храмы украшены зеленью, верующие приносят на богослужение букеты цветов и луговых травок. В этот денек священнослужитель произносит молитвы коленопреклоненно, а паства молится в земном поклоне.

Народные традиции

Люди называют Троицу зеленоватыми святками. В этот денек принято освящать букеты луговых травок и цветов в храме. Потом их приносили домой и располагали за иконами. Числилось, что освященные на Троицу травки могут спасти от пожара и нашествия грызунов. Букеты раскладывали на чердаке и в житницы.

Также на Троицу церковные полы устилали травками, которые разбирали опосля службы люди. Эти травки кипятили в воде и пили отвар для исцеления от заболеваний, также примешивали к сену. Из веток берез, стоявших на службе в церкви, плели венки, которые позже употребляли при высадке рассады капусты.

Праздник Троицы отмечали два денька — в воскресенье и пн. Работать было запрещено, потому что земля почиталась как именинница. Всю недельку до последующего воскресенья можно было есть скоромную еду, а в последующий опосля Духова денька пн уже начинался Петров пост. Этот пост заканчивался почитанием Петра и Павла.

Иконы Троицы

В иконографии есть два сюжета изображения Троицы. Первым из их считается изображение 3-х ангелов, явившихся праотцу Аврааму. Это были три загадочных странника, которые явились праотцу в дубраве Мамре. Путешественники сказали Аврааму о давно ожидаемом рождении отпрыска. Изображение странников и четы Авраама можно узреть в Троице-Герасимовской церкви в Вологде, на иконе Святая Троица в бытии и Троица Зырянская, на триумфальной арке базилики в Риме.

Последующей иконой о Троице является именитая живопись преподобного Андрея Рублева. Это уже завершенное символичное изображение троичности бога. По сопоставлению с явлением ангелов Аврааму, которое было предтечей и предсказанием о Троице, мы лицезреем воплощенный в собственном совершенстве триединый образ бога. На иконе изображены три святых Лика, жертвенная чаша на трапезном столе. Единосущная Троица неоднократно изображалась богомазами, но икона Андрея Рублева является традиционным прототипом иконографии.

Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому — очередной пример канонической иконописи. Есть и неканонизированные изображения Святой Троицы, к которым необходимо относиться осторожно. В церковной церкви можно повстречать икону «Коронование Богородицы», где тоже изображена Святая Троица в виде Отца, Отпрыска и Духа Святого.

Троица (Пятидесятница) – все о празднике

Одним из самых больших и почитаемых праздников в христианстве является праздник Троицы, но мало кто знает и понимает, что это за праздник и что обозначает название Троица, которое используется и в обычной жизни христиан.

Икона. Троица Ветхозаветная

Праздник Троица – что это?

Праздник Троица (другое название Пятидесятница) посвящен памяти схождения Святого Духа на Землю. Именно в этот день Господь Бог явился миру в своей третьей ипостаси Святого Духа, сойдя на Землю и явившись в этой третьей ипостаси перед учениками Христа, т.е. по сути перед своими учениками, так как в христианстве Святой Дух, Христос и Бог – это одна цельная сущность.

Почему праздник Троица называется Пятидесятница?

Икона. Андрей Рублёв. Троица. Около 1422-1427 гг. Минимум символов: три ангела (Троица), чаша (Искупительная жертва), стол (трапеза Господня, Евхаристия. Из узнаваемых реалий — дуб (Мамврийский), гора (тут и жертвоприношение Исаака, и Голгофа) и здание (дом Авраама? Церковь?).

Ответ на этот вопрос очень прост.

Схождение Святого Духа на Землю и явление его ученикам Христа произошло ровно в пятидесятый день после Воскресения Христа (Пасха) или на 10 день после Вознесения Христа (Вознесение).

Отсюда и пошло название этого праздника — Пятидесятница. При этом не надо путать этот праздник Пятидесятница с другим еврейским праздником, носящим точно такое же название Пятидесятница и отмечаемым в этот же день, но посвященному другому событию – празднику в память Синайского законодательства (праздник получения Моисеем на горе Синай заповедей Госода).

Как Святой Дух явился на Земле?

На картине изображены проповедующий народу Древней Иудеи Апостол Петр и рядом с ним все Апостолы. Учреждение Христовой церкви Апостолом Петром и другими Апостолами (общим числом 12) на 50-й день по Пасхе (Воскресению Христову) и на 10-й день после Христова Вознесения на Небо.

Явление Святого Духа произошло неожиданно и присутствовало при сем ограниченное количество людей.

На десятый день после вознесения Христа на небо, евреи как всегда отмечали свой древний и великий праздник в память Синайского законодательства.

В этот день все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одной горнице в Иерусалиме. «Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».

Так Дух Святой сошел на апостолов в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же он в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

В Иерусалиме в это время было много людей, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках. Проповедь так подействовала на слушавших, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа».

Читайте также  Открытие третьего глаза при помощи медитации

Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Так начала устраиваться на земле Церковь Христова.

Именно в этот день возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

Зачем Святой Дух спустился на землю?

Основной причиной, почему Святой Дух спустился на землю, была причина чтобы сподвигнуть учеников на строительство Церкви Христовой: «…к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Именно поэтом Пятидесятница и считается днем рождения Христианской церкви.

Как проходит праздник Пятидесятница?

Икона. Ветхозаветная Троица

В Пятидесятницу в церквях сразу после Божественной литургии совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время богослужения читаются коленопреклоненные молитвы о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых — «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона.

Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Что значит слово Троица в Библии

Икона. Новозаветная Троица

Само слово «Троица» небиблейского происхождения и в христианский лексикон введено только во второй половине II века, через двести лет после вознесения Христова, Сиоийским епископом Феофилом.

В своем трактате «Против Автолика» Феофил писал: «Три дня [творения], которые были прежде [создания] светил, суть образы Троицы: Бога, Его Слова и Его Премудрости». Это сочинение дошло до наших дней только в одной рукописи XI века и, вероятно, написано было не ранее 180 года н. э., так как в нем упоминается о смерти императора Марка Аврелия.

Ни в Ветхом, ни в Новом заветах понятие «Троица» напрямую не употребляется, а по мнению исследователей Библии в Писании есть лишь отдельные намеки, указывающие о тройственности Бога, но не более.

Учение о Троице

Неканоническая икона. Святая Троица с ангелами и святыми. Мастер из Мескирха, начало XVI века.

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными, свойствами.

Все три Лица Святой Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство, между ними нет ни старшего, ни младшего; как Бог-Отец есть истинный Бог, так и Бог-Сын есть истинный Бог, так и Дух Святой есть истинный Бог. Каждое Лицо несет в себе все свойства Божества.

Так как Бог в Своем существе един, то и все свойства Божии — Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие — принадлежат в равной мере всем трем Лицам. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух вечны и всемогущи, как Бог-Отец.

Различаются они только тем, что Бог-Отец ни от кого не рождается и не исходит; Сын Божий рождается от Бога Отца — превечно (вневременно, безначально, бесконечно), а Дух Святой исходит от Бога Отца.

Как понимать догмат Троица?

Любому образованному христианину хорошо известно, что главным догматом и краеугольным камнем христианской церкви является догмат о Пресвятой Троице, и без его правильного понимания нет ни веры, ни христианской церкви.

Догмат Троицы говорит верующим следующее: Бог есть един по существу, но троичен в лицах — Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Другими словами — есть Бог, который имеет три сущности, из которых ни одна не является главной и ни одну из них нельзя разделить.

Верующим надо четко понимать, что догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того чтобы принять догмат о Пресвятой Троице, греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвернуться собственного мышления.

С какого времени отмечается праздник Троица?

Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице в котором единый Бог стал официально существовать в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого.

Заключение

Праздник Троицы — это не только праздник явления третьей Личности Божества видимым образом, но и день рождения Церкви Иисуса Христа. Библия говорит, что наступит день, когда Бог завершит формирование Своей Церкви здесь, на земле, и Она будет взята от земли для того, чтобы Быть с Богом вечно. Этот момент называют еще вторым пришествием Христа или восхищением Церкви, когда Бог вернется за теми, в ком живет Его Дух Святой.

Приметы на Троицу

Существует множество примет и суеверий, касающихся вещей, которые нельзя делать в этот день.

Так, на Троицу лучше не назначать день свадьбы. Якобы тех, кто связал себя узами брака в этот день, ждет несчастливая семейная жизнь. Лучше на Троицу посвататься и готовиться к свадьбе.

Древние славяне верили, что в день, на который позже христиане назначили Троицу, появляются сказочные существа — мавки и русалки. Поэтому не стоило ходить одному в лесах и полях, ведь они могут увести за собой одинокого путника и защекотать до смерти.

По старинным поверьям запрещалось купаться, ведь русалки обязательно утащат на дно. Есть суеверное предание, что на Троицу обязательно будет утопленник, поэтому стоит избегать любых водоемов и не искушать судьбу.Одним из самых больших и почитаемых праздников в христианстве является праздник Троицы, но мало кто знает и понимает, что это за праздник и что обозначает название Троица, которое используется и в обычной жизни христиан.

Испокон веков на Троицу считалось дурной приметой играть свадьбы

Как праздновать Троицу (Пятидесятницу)

На Пятидесятницу украшают дома, квартиры и храмы зеленью и цветами, а также березовыми ветками, ведь именно береза была на Руси главным символом этого праздника.

Перед Троицей принято наводить порядок дома и посетить кладбище, чтобы отдать память усопшим.

Утром на Троицу люди идут в храм, святят березовые ветки, зелень и цветы. Принято считать, что освещенную на Троицу зелень можно хранить в течение всего года – на Руси освященная в этот день зелень заменяла людям оберег, который защищал жилище от злых духов и неприятностей.

На Троицу девушки зачастую гадали на будущего жениха.

Как гадать на Троицу

Конечно же, церковь не приветствует гадания, но эта традиция тянется до наших дней с древности.

На Троицу принято гадать с четверга и по воскресенье.

Наиболее распространенным на Троицу считается гадание на венках – с их плетением и дальнейшим их пусканием по воде.

В этот день несознательные христиане гадают с использованием и других предметов – колечек, цепочек и т.д.

Гадание по венку заключалось в том, что девушка плела венок и загадывала на жениха после чего шла к реке и наклоном головы сбрасывали венок в воду.

Затеи по поведению венка и гадали на суженного:

– если венок плыл спокойно, то у его хозяйки ожидался спокойный год

– если венок плыл под водой или тонул, то девушке необходимо было боятся болезни, смерти близких или прочих неприятностей

– если венок расплетался, то это обещало девушки расставание с милым

– если венок быстро уплывал, то это сулило девушке жениха из дальней стороны

– застрявший у берега венок обозначал, что до следующей Пятидесятницы жениха можно не ждать.

Фильмы на тему праздника Троица

О Троице снято не много фильмов, но тем не мене в сти интернет вы можете найти следующие картины:

– фильм митрополита Илариона «Троица»;

– фильм «Пресвятая Троица»

Содержание фильма «Пресвятая Троица»: фильм «Пресвятая Троица» рассказывает о Дне Пятидесятницы (дне Святой Троицы) который считается днем рождения Церкви Христовой.