Значение разных цветов в колористике

2. Колористика. Цветовой круг. Влияние цвета.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить наполнение и взаимодействие цветов круге Иттена, узнать, как цвета могут влиять на человека и создать тв орческую работу.

Цвет. Что это такое? Откуда он?

Мы привыкли видеть цвет только как атрибут объекта, а свет – фактор, который может это изменить. Помидоры красные, трава зелёная, а свет может только немного поменять оттенок либо осветить объекта, правильно. Нет.

Цвет не существует сам по себе – это только эффект механизма нашего зрения. Нет света, нет и цвета – вы ведь не видите цвет объектов, когда темно? Это не значит, что темнота мешает видеть нам свет, это значит, что свет «создаёт» цвет.

Цветовой круг Иоханнеса Иттена

Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов. Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка. Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Комплиментарные (дополнительные) цвета.

Комплиментарными, или дополнительными, контра стными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Упражнение №1

Создать три работы на формате А4 в контрасте.

Светлотный контраст.

Самый базовый и простой вариант, контраст не по хроматическим качествам, а по светлотным — тёмное и светлое. Один цвет максимально выбеляется (не теряя при этом узнаваемой цветности), другой максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте.

Хроматический контраст.

Контраст непосредственно по цвету — каждый из цветов берётся в полную силу яркости. Третий цвет — близкий к одному или к другому.

Контраст насыщенности.

Один цвет берётся в полную силу насыщенности, другой — с сильно пониженной насыщенностью (за счёт высветления или утемнения). Лучше сделать так, чтобы насыщенного было меньше по площади, чем не насыщенного — эффект будет нагляднее.

Этапы выполнения задания:

  • Компоновка в листе + продумывание композиции
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Влияние цвета

Влияние цвета на психику человека

Сама идея влияния цвета на психику человека не нова, и многие психологи в один голос утверждают, что цвета влияют на психику человека не только через зрение но и через кожу.

Так, например, если вы будете находиться в комнате кроваво красного оттенка даже с завязанными глазами, то вы почувствуете, как заметно быстрее будет биться сердце, вы начнете ощущать возбуждение, а если перейти в комнату в синих тонах – пульс замедлится, вы сразу почувствуете расслабленность.

Но вернемся к влиянию цветов на настроения и состояния человека.

Влияние красного цвета

Красный — цвет энергии. Цвет победы, силы, страсти. Дает тепло, уверенность, энергию. Если вам нравится одеваться в красное, то вы — темпераментный человек, готовый к борьбе.

Влияние оранжевого цвета

Оранжевый — азарт и успех. Оранжевый цвет заражает жизнерадостностью, отвагой, духовной энергией. Оранжевый — цвет, помогающий взбодриться.

Влияние желтого цвета

Желтый — интеллект, мудрость. Расслабляет, вселяет оптимизм, тонизирует мозг, способствует успешной умственной деятельности. Вселяет хорошее настроение, но вызывает раздражительность при избытке.

Влияние зеленого цвета

Зеленый — обновление, гармония. Цвет спокойствия, удачи, открытости новому. Цвет самой жизни, бурного роста и цветения. Зеленый помогает восстановить силы, поправить здоровье, снять негативное напряжение .

Влияние синего цвета

Синий — уверенность, спокойствие. Синий часто называют холодным. Мы назовем его охлаждающим, как прохладная тень в жаркий день. Сейчас все вокруг синее, особенно в компьютерных интерфейсах. Это так дизайнеры стараются сделать продукт приятным.

Влияние фиолетового цвета

Фиолетовый — мистика. Что-то есть загадочное в фиолетовом цвете. Он похож на искусственно созданный, хотя и встречается в природе.

Влияние белого цвета

Белый — чистота. Это цвет истины, божественных сил, правды и невинности. Его торжественность настраивает на лирический лад и придает моральных сил.

Влияние черного цвета

Черный, как правило, цвет негативный. В одежде его выбирают люди, которые хотят подчеркнуть свою силу или же скрыть слабость.

Колористика для дизайнеров. Термины и определения.

Цвет — один из фундаментальных признаков, на которых основан дизайн. В руках профессионала он может стать мощным инструментом. Он влияет на многие факторы, которые играют большую роль в визуальном восприятии. Цвет оказывает огромное воздействие на наше сознание, он меняет наше отношение к любому предмету буквально за секунды, а также заставляет людей реагировать на него и даже предпринимать определенные действия.

На первый взгляд учение о цвете может показаться не таким уж и сложным для освоения, но если углубиться в детали, становится понятно, что необходимо учитывать множество тонкостей. В статье «Теория цвета: краткий гид для дизайнеров» затронуты основы этого учения, помогающие дизайнеру в работе. А в этой статье мы собрали все основные термины теории цвета в удобный глоссарий, который поможет графическим и UI-дизайнерам лучше понимать принципы работы цвета.

Прежде чем идти дальше, важно понять саму суть цвета. В словаре Уэбстера он определяется как световое явление (например, красное, коричневое, розовое или серое) или явление визуального восприятия, позволяющее человеку различать объекты, которые в противном случае казались бы одинаковыми. Проще говоря, цвет — это признак объекта, который возникает из-за света, излучаемого или отражаемого этим объектом. Цвет можно визуально «проверить», оценив его свойства (тон, насыщенность, хроматичность и яркость). Для полноценного понимания значения цвета давайте дадим определения его характеристикам.

Свойства цвета

К основным свойствам цвета относятся тон, яркость, хроматичность и насыщенность.

Тон (hue)

Термин «тон» часто путают с «цветом», поэтому придется остановиться на этих определениях поподробнее. Во-первых, нужно понимать, что «цвет» — это обобщенное понятие, которым пользуются люди для обозначения всех тонов, полутонов и тональностей. С другой стороны, тон — это именно то, что мы имеем в виду, спрашивая «какого цвета эта вещь?». В целом, тон — это совокупность двенадцати чистых и ярких цветов, представленных на цветовом круге.

Тон — это базовый материал, который можно изменить тремя разными способами: затушевать, затенить и тонировать. В зависимости от применяемой техники тон превращается в оттенок, тень или тональность.

Различить их легко. Оттенок создается смешением какого-либо тона с белым, в то время как тень — это смешение какого-либо тона с черным. Тон представляет собой более тонкий процесс, так как оно требует добавление как черного, так и белого цвета, и поэтому результат будет выглядеть более естественным по сравнению с полутонами и оттенками.

Яркость (Value)

Как уже говорилось, у цветов есть определенные характеристики, по которым их можно узнать. Яркость — это свойство, указывающее, насколько светлым/темным является цвет. Этот признак определяется степенью белизны. Чем больше белого было добавлено в тон, тем выше его яркость.

Хроматичность (Chromacity)

Хром, или хроматичность, показывает чистоту тона. Этот признак оценивается на основе наличия белого, серого или черного в цвете. Двенадцать основных тонов, описанных ниже, имеют самую высокую степень хроматичности, так как не содержат никаких дополнительных элементов. Цвета с высоким хромом яркие и живые.

Читайте также  Чтобы освободиться от негатива и неудач

Насыщенность (Saturation)

Этот признак имеет много общего с яркостью и хромом, поэтому иногда их могут путать. Тут очень важно понимать разницу. В отличие от двух предыдущих свойств, насыщенность не предполагает смешение тонов с другими цветами. Насыщенность — это то, как выглядит цвет в разных световых условиях, насколько ярким или бледным кажется цвет при дневном или слабом освещении. Это свойство еще называют интенсивностью цвета.

Цветовой круг

Если вы когда-либо посещали занятия по живописи, вы точно видели окружность, состоящую из разных цветов. Она называется цветовым кругом и помогает понять, как цвета взаимосвязаны между собой и как их лучше сочетать. Цветовой круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, которые также известны как тоны.

Цветовой круг был придуман Исааком Ньютоном в 1666 году и поначалу выглядел как схема. С тех пор он претерпел множество трансформаций, но по-прежнему остается главным инструментом для работы с сочетаемостью цветов. Согласно задумке, цветовой круг должен работать так, чтобы вам было легче грамотно смешивать цвета.

Типы цвета

По типу цвет делится на первичные, вторичные и третичные; а также на холодные, теплые и нейтральные.

Первичные цвета (Primary)

Они представляют собой три пигментных цвета, которые не могут быть созданы при помощи смешения других цветов. Они — основа всей цветовой системы. Первичные цвета варьируются в зависимости от типа цветовой системы. В основе субтрактивной цветовой модели CMYK лежат голубой, фиолетовый и желтый цвета, аддитивную цветовую модель RGB образуют красный, зеленый и синий. А в историческую цветовую модель художников RYB входят красный, желтый и синий.

Вторичные цвета (Secondary)

Эти цвета появляются при помощи смешения двух первичных. Так как у каждой системы свои основные цвета, вторичные цвета также варьируются. Ниже приведено схематичное пояснение, какие вторичные цвета могут быть образованы в каждой из моделей.

зеленый + красный = желтый

красный + синий = фиолетовый

синий + зеленый = голубой

CMYK:

желтый + фиолетовый = красный

фиолетовый + голубой = синий

голубой + желтый = зеленый

RYB:

желтый + красный = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

Третичные цвета (Tertiary)

В результате смешения первичных и вторичных получаются третичные цвета, которые обычно имеют составные названия, например, красно-сиреневый или желто-оранжевый.

Холодные, теплые и нейтральные цвета

Все описанные выше цвета можно также разделить на три вида: холодные, теплые и нейтральные.

Холодные цвета находятся на сине-зеленой части цветового круга. Их называют холодными, так как они создают ощущение прохлады. Теплые цвета являются их противоположностью из-за ассоциаций с теплом. Желтый, оранжевый и красный — это тоны, относящиеся к виду теплых цветов. И последнее, но не менее важное: нейтральные цвета не являются частью цветового круга. Среди них — серый, коричневый и бежевый.

Приложение по прогнозу погоды (Tubik)

Цветовые модели

Существует несколько цветовых моделей: RGB, RYB, CMY, CMYK.

Первичными цветами модели RGB являются красный, синий и зеленый. Данная модель является основой для всех цветов, использующихся на экране. Сочетание первичных цветов этой модели в равных пропорциях в результате дает вторичные цвета — голубой, фиолетовый и желтый, однако необходимо помнить: чем больше вы добавляете света, тем ярче и светлее становится цвет. Результаты, полученные после смешения добавочных цветов, часто неожиданны для людей, привыкших к субтрактивной цветовой модели красок, красителей, чернил и других осязаемых объектов.

RYB и CMY

RYB (R — красный, Y — желтый, B — синий) — еще одна цветовая модель, которая часто используется в художественном образовании, особенно в живописи. Она послужила основой для современной научной теории цвета, в которой было установлено, что голубой, фиолетовый и желтый являются наиболее удачным трехцветным сочетанием для смешения. Таким образом появилась цветовая модель CMY.

Модель CMY была видоизменена с появлением фотомеханической печати. Ее ключевым компонентом стали черные чернила, и модель была переименована в CMYK (C — голубой, M — фиолетовый, Y — желтый, K — черный). Без этого дополнительного пигмента ближайший к черному оттенок был бы грязно-коричневого цвета. В настоящий момент данная цветовая модель чаще всего используется в печати.

Цветовые палитры

В дизайне цветовой баланс имеет огромное значение, так как впечатление о сайте или приложении у пользователей складывается с первого взгляда, и цвета оказывают на это сильное влияние. Дизайнеры определили основные и наиболее эффективные цветовые палитры, или цветовые гармонии.

Монохромная

Она основана на одном цвете и его различных тонах и оттенках. Монохромная палитра всегда представляет собой беспроигрышный вариант, так как тут придется постараться, чтобы ошибиться и сделать все безвкусно.

Аналоговая

Для создания аналоговой палитры используются цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Этот вид цветовой палитры используется там, где не нужен контраст, в том числе на фоне веб-страниц или баннеров.

Комплементарная

Комплементарная палитра представляет собой смешение цветов, которые находятся друг напротив друга на цветовом круге. Эта схема противоположна аналогичной и монохромной, так как ее целью является создание контраста. Например, в любом интерфейсе сложно будет не увидеть оранжевую кнопку на синем фоне .

Раздельно-комплементарная

Данная палитра работает по аналогии с предыдущей, но использует больше цветов. Например, при выборе синего цвета необходимо еще добавить два смежных оттенка его противоположного цвета, то есть, желтый и оранжевый. Здесь контраст будет не таким резким по сравнению с комплементарной схемой, но зато можно использовать больше цветов.

Триадическая

Когда дизайну требуется больше красок, можно прибегнуть к триадической схеме. Она основана на трех отдельных равноудаленных друг от друга цветах. Для сохранения баланса в схеме рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других как акцентные.

Четвертичная/Сдвоенно-комплементарная

Четвертичная цветовая схема предназначена для использования опытными дизайнерами, так как в ней сложнее всего достичь баланса. Она задействует четыре цвета из круга, которые составляют комплементарные пары. Если соединить точки на выбранных цветах, они образуют прямоугольник. В этой схеме достаточно сложно достигнуть гармонии, но если все делать правильно, результаты будут поразительными.

Я бы хотел закончить прозаичной цитатой Ру Пола: «Весь смысл в том, чтобы проживать жизнь и быть — использовать все цвета из коробки карандашей». Научитесь эффективно пользоваться цветами как в жизни, так и в работе, и результаты вам придутся по душе.

Гайд по созданию цветовых схем

Вам тяжело даются цвета и цветовые схемы? В этой статье художница и автор комиксов Энн Маулина объясняет, как использовать локальные цвета и цвета освещения, а также делится советами, которые помогут вам создавать гармоничные иллюстрации!

Введение
Цветовые схемы – это комбинации цветов, используемых в иллюстрации и дизайне. В дизайне цветовые схемы применяются в основном для описания локальных цветов (то есть цветов объектов и материалов при нейтральном освещении). В иллюстрации же цветовые схемы помогают передать настроение и атмосферу. На все локальные цвета в иллюстрации влияет цвет освещения. Например, на концептуальном рисунке (слева) юбка Риен синевато-серая, а на иллюстрации (справа) она кажется тёмно-бирюзовой, потому что на её цвет влияет зеленый цвет освещения.

В распоряжении цифровых художников тысячи цветов, достаточно лишь один раз кликнуть. Не забывайте также про всесильные корректирующие слои, которые, по всеобщему мнению, могут решить любые проблемы с покрасом. Эти удобные инструменты можно и нужно использовать для ускорения работы, однако существуют и правила. Следовать им или нет – решайте сами. В этой статье я объясню основы работы с цветом, которые помогут вам подобрать подходящие цветовые схемы для ваших работ.

Применение цветовых схем
Использование гармоничных цветовых схем помогает создавать приятные глазу сочетания цветов. Цветовые схемы также помогут вам передать зрителю определённое настроение.

Чувствуете разное настроение в этих похожих картинках из комикса?

Колористика (теория цвета)

Колористика помогает понять законы, по которым комбинируются цвета, а также тот факт, что цвета не всегда таковы, какими они нам кажутся.
Цвета, помещённые рядом, взаимодействуют друг с другом. Некоторые из них дополняют друг друга, некоторые – подчёркивают, а некоторые плохо сочетаются друг с другом, из-за чего оба цвета выглядят тускло. Колористика показывает, что на цветовом круге есть определённые сочетания цветов, которые гармонично сочетаются в рамках одной картины или эскиза. Ниже вы видите знакомые схемы, на которых показаны гармоничные, согласно колористике, сочетания цветов.
Посмотрев на эти схемы, можно подумать, что гармоничных сочетаний цветов не так уж и много.

Но не забывайте: цветовые схемы – это не только наборы тонов, но и комбинации различных значений яркости и насыщенности. Эти три величины также называют тремя основными характеристиками цвета.

Тон – это традиционное «название» цвета, например, «голубой» или «жёлтый». Тона спектра традиционно перечисляются следующим образом: КОЖЗГСФ (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Насыщенность – это чистота тона. Её также называют интенсивностью или хроматичностью.

Яркость – это степень светлоты или темноты. У каждого цвета есть яркость, например, красный с высоким показателем яркости будет выглядеть как ярко-красный или розовый (если его насыщенность меньше).

Итак, если учесть эти три характеристики, кажется, что можно создать бесконечное множество различных цветовых схем. Но так ли это на самом деле?
Вот несколько цветовых схем, которые я использовала в своих иллюстрациях, с разными гармоничными цветовыми сочетаниями, основанными на приведённых выше схемах из теории цвета.

Как видите, кроме различных цветовых сочетаний, я также играла с насыщенностью и яркостью цвета. Однако есть несколько правил, которым я всегда следую, играя с этими характеристиками. Сможете увидеть закономерность до того, как я её опишу?

Читайте также  Значение имени Аксинья как имя может повлиять на судьбу и характер

№ 1. Это не обязательно, но я всегда расставляю цвета в схеме по уровню яркости. Так их проще перенести на иллюстрацию или концептуальный эскиз. Например, цвета, обозначенные выше как «тёмный акцент» используются в контурах, а цвета, обозначенные как «блики» – в небе, источниках света и, конечно же, бликах.

№ 2. Обычно (но не всегда) я уменьшаю насыщенность самых тёмных и самых светлых цветов. Таким образом, самые насыщенные цвета в моих цветовых схемах – это в основном полутона.

№ 3. И последний пункт – это основное правило работы с цветом, закон, обязательный к исполнению:
«Когда меняете яркость, меняйте и температуру цвета (тон)!»

Чтобы понять этот закон колористики, попробуем создать аналоговую цветовую схему!

  • Начнём с зелёного полутона (яркость 50%).
  • Вот расположение нашего зелёного цвета на цветовом круге и на цветовой полосе. По правилам работы с цветом, при изменении яркости, мы должны сдвинуть температуру цвета (тон). Но в каком направлении?
  • Независимо от направления сдвига тона, удостоверьтесь, что свет и тень находятся в противоположных направлениях. Если справа находится более яркий тон, слева должен находиться менее яркий, и наоборот.
  • Таким образом, у нас есть две возможности: тёплый свет с холодными тенями ИЛИ холодный свет с тёплыми тенями. Давайте сейчас выберем тёплый свет с холодными тенями. Возьмём наш полутон, увеличим его яркость, при этом сдвинув его тон вправо на цветовом круге или в сторону жёлтого на цветовой полосе, и получим светлый полутон. Уменьшим его насыщенность, чтобы он выглядел естественнее.
  • Сделаем то же самое, чтобы получить цвета для светлых участков и бликов.
  • Возьмём полутон, уменьшим его яркость и сдвинем его тон влево на цветовом круге, получим тёмный полутон.
  • Подберём остальные цвета по тому же методу, пока не получим полную цветовую схему.
  • Яркость, насыщенность и сдвиг тона на цветовом круге в программе Clip Studio Paint:
  • Вот сравнение двух цветовых схем с одним и тем же полутоном, но в одной из них освещение более тёплое, а в другой – более холодное. Цветовые схемы с холодным светом больше подходят для тёмного окружения.
  • Комплементарные цвета: Просто заменим в нашей аналоговой цветовой схеме один цвет на комплементарный, и получится хорошая комплементарная цветовая схема. Для зелёного цвета комплементарным является пурпурный.
  • Промежутки на шкале яркости: Выше, в пошаговой инструкции, я делала равные промежутки между цветами на шкале яркости, но вы вполне можете их варьировать, чтобы создать разное настроение.

Полезные советы

№ 1. При подборе цветовых схем используйте цветовой круг RYB (красный-жёлтый-зелёный). Правила колористики лучше всего применять с традиционным цветовым кругом RYB. Однако большинство программ для рисования использует цветовые круги типа RGB (красный-зелёный-синий).

Цвета RYB создаются путём смешивания основных цветов: красного, жёлтого и синего. Такой цветовой круг используется для смешивания красок в традиционной живописи.

В схеме RGB цвета создаются засчёт наложения красного, зелёного и синего света. Такой принцип используется в лампах, мониторах и телевизорах.
Цвета в схеме CMYK (голубой-пурпурный-жёлтый-чёрный) основаны на цветах, которые получаются при смешивании туши в цифровой печати.

№ 2. Не используйте цвета (тона) в одинаковых количествах. Выберите один основной цвет, а остальные пусть будут акцентами или дополнительными цветами.

Примеры:

№ 3. Цвета можно сравнить с голосами в комнате: если их много и все они громкие, получится какофония. Приглушите их, уменьшив их насыщенность (тихие голоса). Или пусть один их голосов будет громким, а другие – приглушены.

Заключение
Придерживайтесь основных правил теории цвета, и сможете создавать замечательные цветовые схемы для ваших работ. Наслаждайтесь!

Энн Маулина – художница и автор комиксов из Индонезии. Она рисует комиксы Raruurien (www.raruurien.com, русский перевод: https://acomics.ru/

raruurien) и Varunair. Иногда она рисует концепт-арты к играм. У нее есть степень бакалавра по дизайну в визуальной коммуникации, что даёт ей преимущество в работе над любыми художественными и дизайн-проектами. В своих работах она любит экспериментировать с цветовой динамикой и гармонией.

Помимо принципов работы цветовой гармонии, наиболее важное значение в росте художника имеет практика!
Прокачать навыки и узнать много нового можно на наших курсах игровой графики, окружения, 3D, анатомии и цифровой иллюстрации. На протяжении всего обучения, вы будете получать качественные разборы своих работ, пополнение портфолио и своих знаний.
Также подписывайтесь на наш обучающий паблик — здесь много уроков, статей и челленджей.

Спасибо за внимание!

Оригинал статьи, перевод Елизаветы Кузьминой специально для CG LAB.

Страсть к цвету

Цветовой круг

Для чего нужен цветовой круг?

Цветовой круг демонстрирует взаимодействие субтрактивных цветов друг с другом.
Это главный инструмент колориста в работе с цветом.

Цветовой круг – цветовая модель колориста, позволяет понять, как цвета взаимодействуют друг с другом, и использовать это знание в работе. Чем лучше вы понимаете цветовой круг, чем больше его изучаете, тем все более и более интересным становится работа с цветом. Проверено!
Изучение цветового круга является основой всех дальнейших знаний об окрашивании волос. Понимание цветового круга определяет ваше восприятие цвета.
Цветовой круг демонстрирует первичные и вторичные субтрактивные цвета и описывает их взаимодействие друг с другом. Это делает его главным инструментом в работе с цветом. Мы все изучали цветовой круг в начале карьеры, но не все уделяли этому достаточно внимания, посчитав эту информацию второстепенной.

Первичные и Вторичные цвета

1. Первичные цвета

Первичные цвета – это цвета, которые невозможно получить путем смешивания других.

Путем смешивания этих трех цветов можно получить все остальные цвета и их оттенки. В субтрактивной модели цветов, о которой идет речь, первичными цветами являются Циан, Маджента и Желтый.

В описании теории цвета, в отношении окрашивания волос, невозможно использовать чистый циан и чистую мадженту (они не используются при производстве красителей), поэтому используются наиболее близкие им синий и красный цвета.

2. Вторичные цвета

Вторичные цвета получаются путем смешивания первичных в равных пропорциях

Эти шесть цветов формируют основу цветового круга.

3. Третичные цвета

Смешение одного первичного и одного вторичного цвета в равных пропорциях дает цвет, называемый третичным: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Эти цвета также называются промежуточными.

Цветовой Круг

Первичные цвета имеют не одинаковую интенсивность

На цветовом круге можно увидеть, что не все первичные цвета имеют одинаковую интенсивность.

Влияние красного на цветовой результат композиции всегда будет заметнее, чем влияние желтого.
Промежуточных цветов, различимых глазом, в желто-оранжевом спектре будет меньше, чем в сине-зеленом.

Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе — самый светлый, а синий или сине-фиолетовый — самый тёмный.

Комплементарные цвета

Комплементарные цвета имеют 2 противоречивых эффекта:
— Взаимная нейтрализация
— Усиление яркости друг друга

У каждого цвета есть комплементарный ему другой цвет. Это цвет, занимающий противоположную позицию на цветовом круге.
Оба эффекта можно использовать в цветовом дизайне. Умение использовать эти эффекты расширяет возможности колориста.

Как это работает?
1. Если смешать 2 комплементарных цвета равной интенсивности, то они взаимно нейтрализуют друг друга, цветовой результат должен получиться нейтральным, серо-коричневым.
Этот эффект очень полезен в повседневной практике парикмахера и часто называется эффектом нейтрализации.
2. Тем не менее, если разместить эти два цвета рядом друг с другом в секторном окрашивании так, чтобы они не смешивались, то эффект будет противоположным: цвета визуально будут восприниматься ярче, чем они есть, и вы получите максимальный контраст. Таким способом можно максимально выделить один цвет, разместив его «на фоне» другого, комплементарного ему цвета.

Хроматические и ахроматические цвета

Хроматические цвета – это чистые цвета, не содержащие белого, черного и серого.

Цветовой круг демонстрирует только хроматические цвета.

При смешивании 2-х первичных цветов получается другой хроматический цвет. Хроматические цвета – это цвета, не содержащие примесей белого, черного и серого.

Ахроматические цвета

Белый и черный – первичные ахроматические цвета; все оттенки серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, – вторичные ахроматические цвета.

Белый и Черный являются ахроматическими цветами. Эти цвета не включены в цветовой круг.

По своим характеристикам они имеют статус первичных цветов.
Все градации серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, являются вторичными ахроматическими цветами. Используя ахроматические цвета, мы добавляем глубину хроматическим цветам.

Как создается глубина тона?

Путем смешивания всех трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина. Мы можем получить любой оттенок, смешивая хроматические и ахроматические цвета: красный и желтый с черным или серым.

Путем смешивания трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина тона. В теории конечным результатом смешивания трех первичных цветов в максимальной концентрации будет черный цвет. На практике (что в окрашивании волос, что в типографии) результатом такого смешивания станет очень темный серо-коричневый цвет, поскольку применяемые пигменты не являются чистыми первичными цветами.
При добавлении глубины цвету неизбежно снижается яркость относительно чистого первичного цвета. Поэтому цвета, имеющие глубину, можно назвать тусклыми.
Все искусственные цвета волос, так же как и натуральные, являются цветами тусклыми.
Чем больше мы добавляем глубины, тем темнее получается результат и тем меньше яркости будет иметь оттенок.
Натуральный цвет волос – это также комбинация хроматических и ахроматических цветов (феомеланин и эумеланин).
На цветовом круге нейтральные хроматические цвета располагаются в центре.
При окрашивании волос нужно понимать влияние глубины тона на цвет. Характер любого цвета будет меняться при изменении его глубины.

Читайте также  Молитва Матроне Московской о помощи в работе

Подсказка: воспроизведение таблицы Иттена помогает тренировать цветовосприятие.

Эта таблица позволяет оценить изменение оттенка при изменении его глубины и сравнить разные цвета одной глубины тона. Воспроизводить таблицу можно с помощью нарезанных карточек или с помощью прядей волос из палитры.

Например: тот оттенок, который мы привыкли называть Шоколадным, по сути является темным оранжевым цветом.
Насыщенный шоколадный тон – это комбинация цвета и глубины. Если не будет достаточной глубины, цвет станет близким к оранжевому.
Если нанести оттенок «средний коричневый шоколадный» на светлую базу, например 7-0, то отсутствие необходимой глубины приведет к получению более яркого, более оранжевого оттенка.

Цветовой круг колориста

Зеленый, синий и фиолетовый условно относятся к группе холодных (матовых) оттенков. Красный, оранжевый и желтый – к группе теплых (модных) оттенков.


Серый/Сине-фиолетовый = Сандрэ

Цветовой круг изменился, чтобы соответствовать современной терминологии и практике и точнее отражать правила работы с цветом. Названия некоторых цветов отличаются от оригинальных названий, чтобы соответствовать получаемым результатам. Например, окрашивание пепельными оттенками дает приглушенный пепельный результат, а не яркий синий цвет.

Знание точных позиций оттенков в цветовом круге помогает при составлении формулы окрашивания.

Научившись работать с этим инструментом, вы сможете составлять формулы окрашивания, точно прогнозируя конечный цветовой результат. Но не забывайте, что на результате окрашивания скажется не только составленная вами формула, но и фон осветления, для вычисления которого нужно понимать, что произойдет с натуральными пигментами в процессе окрашивания.

Теория цвета в живописи — понятия, характеристика и названия основных и дополнительных цветов

Далеко не всякому художнику необходимо изучить теорию цвета в живописи, чтобы быть хорошим колористом. Однако, если человек от рождения не гениален, то, как говорил искусствовед Иоханнес Иттен, «…ему следует позаботиться о получении соответствующих знаний».

Наука о цвете

По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.

С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно.

Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.

Основы теории цвета

Главный факт теории – смешение всех оттенков дает белый. Это легко доказывается разложением белого света на спектр с помощью призмы. Если смешать на картине всевозможные художественные краски, мы не получим, конечно, белый, а скорее грязный темно-серый цвет.

Это связано с тем, что реальные пигменты имеют разную яркость цвета, а также с тем, что они не являются идеальными спектральными цветами. Белый получится при смеси световых лучей разных оттенков. Белый и черный относят к ахроматическому ряду.

Свой вклад в цветоведение внес русский художник Василий Кандинский. Он рассмотрел динамические свойства цвета и духовные аспекты его восприятия.

Характеристики цвета

Перечислим основные характеристики:

Цветовой тон — это чистый спектральный цвет, определяющийся частотой световой волны, он может быть любого оттенка, но не является результатом смешивания даже близких цветов. Так же он исключает добавление белого или черного.

Световой тон – это параметр, характеризующий светлость краски, независимо от ее цветового оттенка. Повышается добавлением белой краски. Черная, соответственно, понижает световой тон.

Теплохолодность. Максимально теплый – оранжевый, а наиболее холодный – синий. Очевидно, это связано с тем, что огонь, солнце имеют оранжевые оттенки и субъективно воспринимаются, как теплые, даже если это, например, персик из морозилки. Синий, фиолетовый напоминают замерзший лед, посиневшие от холода губы. Теплохолодность – понятие относительное: зеленый теплее синего, но холоднее желтого. Если в чистый базовый оттенок добавить немного другого, соседнего, то его тон сместится в теплую или холодную сторону.

Только оранжевый и синий нельзя сделать, соответственно, более теплым и более холодным – они являются полюсами теплохолодности. Белила всегда смещают теплые цвета в холодную сторону;

Насыщенность – мера содержания в краске чистого цвета. Скажем, добавив в красную краску белую, мы понижаем насыщенность. Также понижаем насыщенность, добавляя черную. То есть, пастельный красный и темно-коричневый могут иметь одинаковую насыщенность красным цветом.

Базовые цвета — это те, которые берутся за основу, из них можно получить любой другой. Для живописи это треугольник цветов: красный, желтый, синий. Например, смесь красного и желтого дает оранжевый, желтый с синим – зеленый. В принтерах для цветной печати за базовые берутся другие.

Составные цвета включают в себя два-три основных, базовых, например, сине-зеленый, красно-фиолетовый. Они теряют в насыщенности, но дают более тонкие цветовые сочетания вплоть до очень сложных, так что не всегда можно подобрать название: фисташковый, горчичный, морской волны. Небольшие изменения цвета придают картине особую глубину.

Что такое колористика

Колористика – искусство сочетания на картине разных цветов, напоминающее музыкальные гаммы. Такие цветовые аккорды вызывают у зрителя эмоциональные переживания, чувства холода, тревоги, радости.

Винсент Ван Гог, «Пшеничное поле с кипарисами», 1889 г.

Художника называют хорошим колористом, если он умеет с помощью цветовых сочетаний донести свою мысль и тонкие ощущения до зрителя. Лучшие колористы-импрессионисты — Клод Моне, Ван Гог и другие.

Что такое цветовой спектр

При разложении белого света получаются все цвета радуги, они и называются цветовым спектром. Спектральные цвета отличаются от красочных пигментов своим строго заданным тоном. Скажем, зеленый, полученный из смеси желтого и синего, не является спектральным цветом.

Наиболее чистым является цвет луча лазера. У него абсолютно монохромное излучение (имеет строго определенную частоту).

Цветовой круг Ньютона

Ньютон первым научно исследовал свойства цвета. Он выделил 7 основных цветов и оформил их в виде замкнутого круга.

Цветовой круг Гете

Гёте пошел дальше Ньютона и ввел еще один оттенок, пурпурный, который не входит в число цветов радуги, но замыкает круг от фиолетового к красному. Таким образом диаграмма Гете имеет 8 цветов. В этом большой прорыв теории Гете: он закруглил радугу пурпурным оттенком.

Во всем хроматическом ряду оранжевый, зеленый и фиолетовый Гете считал вторичными цветами, результатами смешивания базовых. С точки зрения современной науки это утверждение ошибочно: любые спектральные тона, охватывающие весь цветовой круг, можно назначить базовыми (те же оранжевый, зеленый и фиолетовый можно считать базовыми и получить из них любой другой оттенок).

Чрезвычайно важно для художника иметь понятие о дополнительных цветах. Это те, что расположены на круге против друг друга. Гете считал их сочетание наиболее гармоничным.

В действительности это наиболее контрастные сочетания, где один цвет усиливает другой: оранжевый — синий, желтый — фиолетовый, красный — зеленый. Для живописца это важный инструмент для работы. Там, где нужна экспрессия, агрессия, цветность – прибегают к дополнительным цветам. В других случаях работают «на сближенных тонах».

Круг Иттена и цветовые гармонии

Йохансен Иттен ввел цветовой круг, состоящий из 12 частей. Такой круг стал чрезвычайно полезен в работе художника, так как охватывает широкую комбинацию разных цветов. Он удобен и для работы дизайнера.

В самом центре круга Иттена находится треугольник, состоящий из базовых тонов, тех же, что у Ньютона — желтого, красного и синего. К каждой стороне треугольника примыкает еще треугольник – результат совмещения базовых цветов. Вокруг получившегося шестиугольника кольцо следующих смешений соседних оттенков.

С помощью круга Иттена можно находить цветовые гармонии. Они располагаются в углах любого равностороннего треугольника на круге. В книге Иттена «Искусство цвета» рассмотрен и цветовой шар, где показаны градации каждого цвета от светлого к темному. Эта книга будет полезна не только детям и начинающим художникам, но и состоявшимся мастерам.

Заключение

В изобразительном искусстве используется и цветовой круг Вильгельма Освальда. Его особенность в непрерывной градации цветовых оттенков. Эта модель используется также в компьютерных технологиях — так организованы картинки на дисплее. Вместо желтого в качестве основного цвета взят зеленый.

Известна также цветовая система Манселла. Она использует 5 базовых цветов и широкий спектр сочетаний по принципу теплохолодности. Применяется, в частности, для описания цветотипа человека.

Нельзя забывать о субъективности любых теорий цвета. Многие животные воспринимают цвет в других диапазонах или не различают его вовсе, как, например, кошки.

Тем не менее, цветовой круг — сильный инструмент колористики. Знание теории значительно упрощает написание больших полотен и выполнение росписей.